Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

Любой инвестор, который го ­ тов вложить в развитие Арктики не менее 3 0 0 млн рублей, может получить от государства безвоз­ вратную субсидию на строитель­ ство транспортной, энергетиче­ ской или иной инфраструктуры, которая необходима для запуска нового производства. При этом размер субсидии не может пре ­ вышать 20% объёма частных и н ­ вестиций в проект. Например, вы строите новый порт, вкладывая 30 млрд рублей собственных и заём­ ных денег. О т государства вы см о ­ жете получить до 6 млрд рублей, например, на линию электропе ­ редач и железнодорожную ветку. Опять-таки, эти условия луч­ ше, чем мы предлагаем на Даль­ нем Востоке. Там объём субсидии ограничен 10% частных инвести­ ций. Процедура отбора проектов значительно упрощена. По сути, требуется предоставить только бизнес-план с заключением от банка, нашего Фонда или А ген т­ ства по привлечению инвести­ ций. О начале процедуры отбора проектов мы объявим до конца марта этого года. Третье — в наименовании Ф он ­ да развития Дальнего Востока по ­ явилось слово «Арктика». Более того, в соответствии с законом о бюджете, в этом году Фонд впра­ ве направить до 15 млрд рублей имеющихся средств на финанси­ рование арктических проектов. Напомню, Фонд предоставляет заёмное финансирование под 5% годовых на срок до 20 лет. Это спо собно значительно улучшить экономические условия, напри ­ мер, для больших инфраструк­ турных проектов. Фонд уже выбрал ряд именно таких инфраструктурных п р о ­ ектов в Арктике и приступит к их финансированию в этом году. Призываю вас более активно пользоваться данным механиз­ мом, ведь помимо всего прочего Фонд, являясь дочерней структу­ рой ВЭБа, уполномочен привле­ кать в проекты и финансирование со стороны банка. А это уже с о ­ вершенно другие по масштабам возможности. Четвёртое — был принят и реализован ряд решений, стиму­ лирующих поиск и освоение ме­ сторождений твёрдых полезных ископаемых в Арктике. В част­ ности, на всю терри торию А р ­ ктической зоны распространён заявительный порядок получения лицензий на поиск и оценку та­ ких месторождений. А для запад­ ной Арктики в 1,5 раза снижена начальная аукционная цена пра­ ва пользования недрами в целях разведки и добычи твёрдых п о ­ лезных ископаемых. В результате за год объём лицензирования в Арктике увеличился в 1,5 раза — в прошлом году выдано 123 лицен ­ зии на поиск, оценку, разведку и добычу ТПИ против 82 лицензий в 2018 году. И пятое: Правительством России утверждён подготов­ ленный «Росатомом», с нашим участием, план развития инфра­ структуры Северного морского пути до 2035 г., который пред­ усматривает 3 этапа его разви­ тия: сначала преимущественно как национального, а затем и как международного транспор тно ­ го коридора. В плане достаточно подробно описаны проекты по развитию ледокольного и ги ­ дрографического флота, аварий­ но-спасательной инфраструкту­ ры, инфраструктуры связи. Будем дальше конкретизировать его в части развития грузового и в спо ­ могательного флота, аэропор ­ товой и железнодорожной и н ­ фраструктуры. Задача этого года провести анализ те хни ко -э коно ­ мического обоснования с тр о и ­ тельства портов-хабов и созда - ния российской контейнерной линии. Одновременно с планом п р и ­ нято и ещё одно важное решение, которое будет стимулировать развитие Севморпути. В паке­ те внесённых законопроектов предусмотрено обнуление НДС на ледокольное сопровождение судов с экспортными грузами. Эта норма также вступит в силу в этом году. Уважаемые коллеги, все пере ­ численные мною решения нахо­ дятся в области экономического развития Арктики. Это не озна­ чает, что мы занимаемся только экономикой. За прошедший год мы подготовили комплекс мер по социальному развитию ар­ ктических регионов, приступили в пилотном режиме к решению задачи комплексного развития городов, которые в Арктике вы­ полняют роль баз для обеспече- ния национальной безопасности и реализации экономических проектов. Удалось и реализовать некоторые решения. Например, увеличить в 2 раза — до 2 млн рублей — размер подъёмных для переезжающих в Арктику врачей. Но мне хотелось бы ещё раз подчеркнуть наш подход. Сначала мы должны создать условия для привлечения частных инвести­ ций, которые обеспечат создание в Арктической зоне новых рабо­ чих мест, стимулируют развитие ‘ ‘Любой инвестор, который готов вложить в развитие Арктики не менее 300 млн рублей, может получить от госу­ дарства безвозвратную субсидию на строительство транс­ портной, энергетической или иной инфраструктуры, которая необходима для запуска нового производства. ...” 6 І А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 2 0 2 0 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz