Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

рых 2 — доктора наук, 3 — канди­ даты наук, 3 — аспиранты. Кроме того, в лаборатории уже 6-й год по приглашению работает профес­ сор Джин Хо Чо из Университета Мионджи. Во все проекты вовле­ каются все 9 аспирантов, которые сейчас обучаются, магистранты и студенты. Средний возраст с о ­ трудников лаборатории — 33 года. Молодые сотрудники лаборато­ рии — постоянные победители международных и всероссийских молодёжных конференций, кон ­ курсов получатели грантов. Они ежегодно проходят стажировки в ведущих научно-исследователь­ ских центрах РФ и за рубежом. В настоящее время о сн о в ­ ным направлением деятельности лаборатории является создание морозо - и агрессивостойких полимерных материалов тр и б о ­ технического и герметизирую­ щего назначений. По данному направлению ведутся следующие НИОКР : 1) разработка самосмазы- вающихся полимерных нано ­ композитов на основе поли ­ тетрафторэтилена (ПТФЭ) и сверхвысокомолекулярного п о ­ лиэтилена (СВМПЭ), характери­ зуемых комплексом технических характеристик высокого уровня для экстремальных условий э кс­ плуатации; 2) разработка армированных полимерных композитов с п о ­ вышенной износостойкостью и прочностью на основе ПТФЭ и СВМПЭ и волокнистых наполни­ телей, в т. ч. базальтового волокна; 3) разработка эластомерных материалов, работоспособных до минус 60°С , на основе нового вида каучука уникальной морозо ­ стойкости — пропиленоксидного каучука, работоспособного при температуре до -74°С, эпихлорги- дринового каучука H ydrinT6000 (Тс=-60°С), а также полиизопре ­ на, бутадиен-нитрильного кау­ чука, смесей на основе разных каучуков и термопластов, моди­ фицированных минеральными и органическими наполнителями; 4) разработка морозостойких футеровочных и демпфирующих материалов, в т. ч. двухслойных, представляющих собой резину, покрытую износостойким слоем полимера. Толщины слоёв могут варьироваться. 5) изучение климатической устойчивости резин, проведение натурных испытаний материалов и изделий под воздействием кли ­ матических факторов и рабочих сред, оценка работоспособности резин в условиях, приближённых к реальным условиям эксплуата­ ции. На основе разработанных ма­ териалов можно изготовлять: — уплотнители для гидрав­ лических и топливных систем техники, в т.ч. подвижного состава железных дорог, различной ав­ томобильной и тяжелой вспомо­ гательной техники, технологиче­ ского оборудования; — морозостойкие резиновые манжеты, кольца, прокладки для узлов трения и герметизации с о ­ единений, стыков трубопроводов, технологических линий; — самосмазываемые под­ шипники скольжения для тех­ ники, работающей в условиях повышенной влажности, низких температур, перепадов давления и температур (максим. давление около 30 МПа); — футеровочные материалы. Оснащение лаборатории высококлассным на учно -и ссле ­ довательским и те хнол о гиче ­ ским оборудованием позволяет проводить комплексное ис сл е ­ дование композиционных мате­ риалов. Кроме лабораторных испы ­ таний разработанные материа­ лы проходят натурные испыта­ ния, для чего их экспонируют на специальном полигоне в течение 1-2 лет. Полигон СВФУ даёт воз­ можность испытывать как мате­ риалы и изделия, так и устройства и механизмы, укомплектованные изделиями из этих материалов. В условиях натурной э к спози ­ ции исследована климатическая устойчивость и работоспособ­ ность многих серийных резин, в том числе и предназначенных для железнодорожного транспорта в условиях Республики Саха (Яку­ тия), под воздействием углево­ дородных сред — топлива, масла, смазки — в которых работают ре ­ зиновые детали. Кроме того, здесь впервые протестированы новые полимеры уникальной морозо ­ стойкости: каучук российского производства — пропиленок- сидный каучук, который остаётся эластичным при снижении тем­ пературы до -74 °С, и эпихлор- гидриновый каучук Hyd rinT6000 (устойчив до -60 °С). После натурных испытаний резин проводятся исследования работоспособности изделий из этих материалов в реальных ус­ ловиях эксплуатации. Разработан­ ные морозо-масло-бензостойкие уплотнительные материалы на основе смесей резин сейчас про ­ ходят испытания в качестве уплот­ нителей трансмиссий двигателя бульдозера «Коматцу» на прииске Маят АО «Алмазы Анабара» в те­ чение полного годового цикла. Кроме того, прошли испыта­ ния: 1) сайлентблоки для авто­ машины ToyotaLandCruiser 80; испытания проводились в зим­ ний период, условия испытания включали безостановочный п р о ­ гон по бездорожью до северных районов; результаты испытаний превзошли ресурс аналогов в 1,5 раза; | И н н о в а ц и и | Тимофеева Е.И., Слепцова С.А. | 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz