Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.
государством. Появляется тренд цифрового государственного управления — цифровая плат форма, которая является неким проводником между граждан - ским обществом и государством. Создаются такие платформы для достижения общих целей, для коммуникации, для кон тро ля исполнения задач органами власти на всех этапах. Цифро вая платформа представляет собой источник открытых дан ных, который позволяет власти разрабатывать государственные стратегии в соответствии с инте ресами гражданского общества. Зачастую цифровые платформы представляют собой открытые интернет-порталы с возможно стью выражения интересов как для отдельных граждан, так и для различных объединений. Ф о р мируется так называемая среда доверия, где интересы граждан выражаются напрямую государ ству. Доступность и открытость данных позволяет власти исполь зовать пользовательский опыт в мировании решений. ляемых услуг, анализ обратной связи от граждан) и современные (дизайн-мышления, фасилитация и т. д.). Граждане представляют с о бой огромное, требовательное, разнообразное и критичное объединение пользователей, на которое в перспективе будет ра ботать большая часть сервисов государства. Ориентированность на каждого пользователя сети в рамках процесса цифровиза- ции будет позволять государству максимально соответствовать запросам граждан. Интересы общества будут являться некой устойчивой базой каждого с у персервиса государства. Это о с новательно затрагивает с о ц и о логию : выявление потребностей общества будет глобальной ра ботой, требующей привлечения экспертов-аналитиков, учёных, специалистов, использующих и традиционные методы (статисти ческие исследования, развёрну тый анализ имеющихся данных по использованию госуслуг, анализ контроля гражданами предостав- В рамках гражданского о б щества создание цифровых плат форм является целевым инстру ментом для сбора, обработки и применения мнения граждан в проектах стратегической важно сти по региональному развитию РФ. Организация таких платформ предполагает коммуникацию между субъектами цифрового о б щества, в нашем случае — между государством и обществом, п о средством информационных вза имодействий. Цифровые платформы вклю чают в себя компоненты для реа лизации взаимодействий и услуг и требуют качественное норма тивно-правовое регулирование, поскольку вопрос законности сбора и обработки информации по-прежнему остаётся открытым. В России крайне актуальным является разработка и повсе местное внедрение цифровых платформ, одной из функций которых будет создание эффек тивной системы стратегического развития во всех регионах стра ны на всех уровнях государствен ного управления с возможностью прямого учёта мнения граж дан. В перспективе государство отойдёт от традиционных неэ ффективных подходов к сбору и обработке информации, будет качественно собирать, обрабаты вать и внедрять мнение граждан в разработку проектов по ре гио нальному развитию. Учёт мнения граждан через цифровые плат формы позволит разрабатывать и реализовывать эффективные стратегические проекты, которые не только улучшат регионы, но и, что крайне важно и актуально, п о высят уровень и качество жизни их жителей. Успешным примером такой платформы служит региональная (г. Москва) платформа «Актив ный гражданин» [9]. Суть данной платформы заключается в том, что верифицированные пользо ватели всех возрастов, являющи еся гражданами столицы, посред ством различных инструментов и механизмов влияют на ре гио нальное развитие города. Более того, пользователи получают о т чётность по учёту их мнения на этапе принятия и реализации ре шения. Сервис предоставляет га рантию на реализацию решений, которые приняло большинство пользователей. Главное цифро вое преимущество данного п о р тала в том, что он реализуется, в том числе в виде мобильного приложения «Активный гражда нин», которое поддерживается любой операционной системой любого смартфона. Все мы поль зуемся телефонами как во время работы, учёбы, так и в свобод ное время, и, безусловно крайне удобно при помощи «пары кли ков» поучаствовать в развитии города. «Активный гражданин» может служить базовым приме- | И н н о в а ц и и | Степанова И.С., Воротников А.М. | 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz