Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

данского общества, прежде всего, актуально преобразование о б ­ щественного сознания. Совмест­ но с усилением роли политики, экономики, технологий меняются и интересы гражданского обще­ ства, которые интегрируются в общественное сознание. Прежде всего, перманентное развитие технологий оказывает прямое влияние на гражданское обще­ ство. У гражданского общества появляются всё новые и новые возможности для их деятельно­ сти, в том числе для формиро­ вания общественного сознания. Образование сетевых автоном­ ных сообществ, развитость циф­ ровой инфраструктуры, качество информационных ресурсов и, на­ конец, создание цифровых плат­ форм для отражения интересов влияют на реструктурирование гражданского общества. В век цифровизации взаимо­ действие гражданского общества с государством сохраняется так же, как и его независимость. О д ­ нако интересно то, как это взаи­ модействие будет претерпевать свою трансформацию, и будет ли оно эффективно. Так или иначе, общественное сознание в рам­ ках гражданского общества на­ прямую зависит от политической и социально-экономической обстановки в стране. Одним из преимуществ цифровизации о б ­ щества становится создание циф­ ровых платформ. Рассмотрим само понятие «цифровая платформа». По мне­ нию Н. А. Баранова, цифровая платформа в узком смысле пред­ ставляет — источник открытых данных, собираемых для обрат­ ной связи государства с населе­ нием и создания государствен­ ной экономической политики [4, с.30]. В качестве примера п р и ­ водится платформа «Активный гражданин». Вышеуказанный ав­ тор также приводит мнение Б. М. Глазкова, который определяет понятие «цифровая платформа» в широком смысле как систему вза­ имовыгодных алгоритмизирован­ ных взаимоотношений необхо ­ димого количества независимых участников отдельной сферы дея­ тельности, реализуемых в единой информационной системе (при ­ менение цифровых технологий) [4, с.30]. Как можно установить из вышеуказанного, цифровая плат­ форма предполагает сбор дан­ ных населения и обратную связь государства на основе цифровых технологий. По мнению Е. М. Стырина, Н. Е. Дмитриева, Л. Х. Синятулли- ной, государственная цифровая платформа представляет собой систему сетевого взаимодей­ ствия пользователей, о снован ­ ную на использовании механиз­ мов программно-аппаратного обеспечения, необходимого для анализа, передачи, хранения данных об участниках цифровой платформы в целях взаимодей­ ствия [5, с. 48]. На основе вышеуказанно­ го анализа можно установить, что под понятием «цифровая платформа» понимается систе ­ ма сетевого взаимодействия пользователей, предполагающая сбор данных и обратную связь со стороны государства или вла­ дельца цифровой платформы, основанная на использовании программного обеспечения в ц е ­ лях взаимодействия государства и гражданского общества. Рас­ смотрим мнение, выраженное в зарубежной публикации. Как о т ­ мечают M. De Reuver, C. Sorensen, R. C. Basole, цифровые платформы могут создавать гибкие средства межорганизационных отношений при помощи автоматизированных ресурсов [6, с.131]. При анализе понятия «цифровая платформа» нельзя не обратить внимание на взаимодействие государства и общества. Необходимо найти ба­ ланс между интересами граждан­ ского общества и государством. Цифровая платформа пред­ полагает наличие следующих признаков: 1. Автоматизированность с и ­ стемы сетевого взаимодействия пользователей; 2. Наличие базы данных пользователей; 3. Существование обратной связи между гражданским обще­ ством и государством; 4. Использование программ­ ного обеспечения в целях взаи­ модействия; 5. Правовая и техническая регламентация работы цифровой платформы. В ближайшие годы в рамках процесса цифровизации п о ­ ставлена важнейшая задача по | И н н о в а ц и и | Степанова И.С., Воротников А.М. | 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz