Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.
данского общества, прежде всего, актуально преобразование о б щественного сознания. Совмест но с усилением роли политики, экономики, технологий меняются и интересы гражданского обще ства, которые интегрируются в общественное сознание. Прежде всего, перманентное развитие технологий оказывает прямое влияние на гражданское обще ство. У гражданского общества появляются всё новые и новые возможности для их деятельно сти, в том числе для формиро вания общественного сознания. Образование сетевых автоном ных сообществ, развитость циф ровой инфраструктуры, качество информационных ресурсов и, на конец, создание цифровых плат форм для отражения интересов влияют на реструктурирование гражданского общества. В век цифровизации взаимо действие гражданского общества с государством сохраняется так же, как и его независимость. О д нако интересно то, как это взаи модействие будет претерпевать свою трансформацию, и будет ли оно эффективно. Так или иначе, общественное сознание в рам ках гражданского общества на прямую зависит от политической и социально-экономической обстановки в стране. Одним из преимуществ цифровизации о б щества становится создание циф ровых платформ. Рассмотрим само понятие «цифровая платформа». По мне нию Н. А. Баранова, цифровая платформа в узком смысле пред ставляет — источник открытых данных, собираемых для обрат ной связи государства с населе нием и создания государствен ной экономической политики [4, с.30]. В качестве примера п р и водится платформа «Активный гражданин». Вышеуказанный ав тор также приводит мнение Б. М. Глазкова, который определяет понятие «цифровая платформа» в широком смысле как систему вза имовыгодных алгоритмизирован ных взаимоотношений необхо димого количества независимых участников отдельной сферы дея тельности, реализуемых в единой информационной системе (при менение цифровых технологий) [4, с.30]. Как можно установить из вышеуказанного, цифровая плат форма предполагает сбор дан ных населения и обратную связь государства на основе цифровых технологий. По мнению Е. М. Стырина, Н. Е. Дмитриева, Л. Х. Синятулли- ной, государственная цифровая платформа представляет собой систему сетевого взаимодей ствия пользователей, о снован ную на использовании механиз мов программно-аппаратного обеспечения, необходимого для анализа, передачи, хранения данных об участниках цифровой платформы в целях взаимодей ствия [5, с. 48]. На основе вышеуказанно го анализа можно установить, что под понятием «цифровая платформа» понимается систе ма сетевого взаимодействия пользователей, предполагающая сбор данных и обратную связь со стороны государства или вла дельца цифровой платформы, основанная на использовании программного обеспечения в ц е лях взаимодействия государства и гражданского общества. Рас смотрим мнение, выраженное в зарубежной публикации. Как о т мечают M. De Reuver, C. Sorensen, R. C. Basole, цифровые платформы могут создавать гибкие средства межорганизационных отношений при помощи автоматизированных ресурсов [6, с.131]. При анализе понятия «цифровая платформа» нельзя не обратить внимание на взаимодействие государства и общества. Необходимо найти ба ланс между интересами граждан ского общества и государством. Цифровая платформа пред полагает наличие следующих признаков: 1. Автоматизированность с и стемы сетевого взаимодействия пользователей; 2. Наличие базы данных пользователей; 3. Существование обратной связи между гражданским обще ством и государством; 4. Использование программ ного обеспечения в целях взаи модействия; 5. Правовая и техническая регламентация работы цифровой платформы. В ближайшие годы в рамках процесса цифровизации п о ставлена важнейшая задача по | И н н о в а ц и и | Степанова И.С., Воротников А.М. | 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz