Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.
Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов официально берёт свое начало на рубеже XIX-XX веков в период становления такой меж дисциплинарной прикладной на уки, как охотоведение. Однако за долго до этого, её возникновению предшествовали определённые этапы развития правоотношений в сфере охоты, связанные с посте пенным изменением роли охоты в жизни общества, трансформаци ей социально-правовой природы охотничьего хозяйства, и, в част ности, отношением государства к охотничьим ресурсам. Хотя данный аспект рассматриваемого вопроса является недостаточно изученным, совокупность имеющихся матери - алов, памятников и источников по зволяет в общих чертах выделить основные признаки государствен ной политики в области охоты до возникновения современной кон цепции охраны окружающей среды. Следует отметить работы XIX- XX вв. Н.И. Кутепова — автора мно готомного труда о «Великокняже ской, царской и императорской охоте на Руси» X -XIX вв. [10], в ко тором, пожалуй, впервые обраще но внимание на историю развития правоотношений в области охоты. Он подчеркнул наличие суще ственных различий в российском и европейском опытах становления государственного регулирования охоты. Для российского опыта из начально были характерны элитар ность (прерогатива права на охоту одних лиц над правами остальных), фискальные цели («ловчий налог», «промышленный оброк» и др.) и взаимосвязь права на охоту с пра вом поземельной собственности. Но, что самое главное, сохранялась общая свобода реализации права на охоту. Тогда как в европейских странах права на охоту были под вергнуты жёсткому регулированию ещё в раннее Средневековье. Для следующего этапа развития государственной политики России в области охоты, связанного с осво ением Сибири и Дальнего Востока в XVI — XVII вв., характерно укре пление потребительского подхода к охотничьим ресурсам, в центре которого государственные интере сы сохраняли фискальный характер. Пушнина была важнейшей статьей доходов казны, а охота за ценным мехом заменила собой традицион ную охоту, доселе не имевшей цели разбогатеть и накопить капитал. Это продолжалось до тех пор, пока во второй половине X IX века общество и государство не обрати ли своё внимание на существенное сокращение охотничьих ресурсов. Хотя прежде и действовали специ альные указы о запрете охоты (1763 г., 1827 г., 1831 г. и др.), но они были слабо обеспечены механизмами, приводящими в действие их нормы, и направлены скорее не на охрану охотничьих ресурсов, а на защиту власти и экономических интересов её носителей. Считаем, что предпосылкой для раскола этой ситуации послужили следующие два основных фактора. Во-первых, до начала XVIII в. потребностями пополнения каз ны за счёт пушнины в основном и определялись первые накопления знаний о животных. Но в ходе раз вития систематико-фаунистическо- го изучения России и сопредельных с нею стран были сформулированы и первые экологические проблемы. Так, учёными Второй Камчатской экспедиции были впервые в числе прочих выявлены проблемы непо правимого урона животному миру вследствие ясачной политики, в особенности это касалось сибир ских соболей [2, с. 172; 10, с. 155-176], о чём шла речь и в работах других российских учёных XVIII-X IX вв. [7; 8; 12; 13]. Во-вторых, параллельно раз вивался вопрос развития законных мер регулирования отрасли. Как писал впоследствии правовед-о хотовед X IX в. Н.В. Туркин, «Несо вершенство нашего охотничьего кодекса, его чрезвычайная неслож ность, в связи с возрастающим оскудением нашей страны дичью, давно уже обращали внимание пра вительства: оно ясно чувствовало необходимость стройной системы охранительных мер. Министер ство Внутренних Дел ещё в 1856 г. приступило к изысканию причин возрастающего уменьшения дичи в России... Признано было необ ходимым изменить наш действую щий закон об охоте и, по примеру государств средней и западной Ев ропы, ограничить право охоты осо бенными билетами, оплачиваемы ми особенным сбором; сбор этот употребить на содержание стражи в местах о х о ты .» [24, с. 23— 24]. X IX век действительно за помнился в обществе охотников истреблением популяции собо ля в Сибири и является примером потребительского, неурегулиро ванного отношения к охотничьим ресурсам. Спад заготовок шкурок соболя болезненно отразился на доходах российской казны, на внешней торговле и государство вынужденно предприняло усилия сохранить популяцию соболя за счёт охранных мер, создания казён ных охраняемых территорий. Вместе с тем, упомянутый Н.В. Туркиным законопроект правил об охоте разрабатывался целых 36 лет и через множество поправок и заключений, обсуждений в рамках работы особых комиссий, был при нят Законом Российской Империи от 03 февраля 1892 г. в виде «Пра вил об охоте» [23]. В последующем данный закон подвергался измене ниям и стал основным предметом дискуссий в охотничьей среде, так как и охотники, и начинающие тогда охотоведы, а также другие заинте ресованные лица, находили в нём недоработки, не согласующиеся с выводами научных исследований. Даже спустя более чем 17 лет действия закона самыми актуаль ными проблемами оставались бра коньерство и истребление дичи. | П р и р о д о с б е р е ж е н и е | Шиишигина А.Н., Сосин В.В. | 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz