Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

старших братьев и сестёр, бабушек и дедушек. Большое место в Программе должно быть отведено практи­ ческим занятиям по изучению и изготовлению предметов народ­ но -прикладного искусства, где дети не только изучают природный материал (траву, минералы, глину и т. д.), но и знакомятся с тем, как народ использовал их в своих про ­ мыслах. Например, при изучении раздела о человеке как живом о р ­ ганизме, его здоровье и способах его сохранения дети знакомятся с былинами о богатырях, традициями национальной кухни,пословицами и поговорками. На вечёрках или посиделках дети изучают народ­ ные традиции чаепития, целебные свойства местных трав, знахарские рецепты. Использование в Программе обучения произведений народ­ ного творчества делает изучение окружающего мира более твор­ ческим, желанным и интересным для ребёнка, развивает его врож­ дённый познавательный интерес, мотивирует стремление проник­ нуть в суть явлений, найти ответы на многочисленные «почему». В силу этого учебная деятельность имеет больше возможностей для формирования интеллектуальных, эмоциональных и действенно-во­ левых качеств, создающих основы для ответственного и доброго от­ ношения к среде своей жизни и культурно-природному наследию своей малой родины. Такая Программа, в первую очередь, должна быть разработа­ на для педагогов дополнительного образования, учителей началь­ ных классов, руководителей групп продлённого дня, воспитателей старших и подготовительных групп учреждений дошкольного обра­ зования. Несомненно, она может быть использована в тех учрежде­ ниях, где пришло понимание того, что целью образования (обучения, воспитания и развития) подрас­ тающего поколения должно стать формирование гражданина пла­ неты с новым мышлением и миро­ воззрением, новой экологической культурой. И особую роль в этом занимают детские годы — дошколь­ ный и в особенности младший школьный возраст. В целом, формирование э ко ­ логической культуры школьников через использование произведе­ ний народного творчества возмож­ но при выполнении следующих ус­ ловий: • наличие литературы или достаточной базы данных с народ­ ными загадками, пословицами, ско ­ роговорками и поговорками, сказ­ ками и песнями, былинами, мифами и поверьями, приметами; • наличие сценариев ма­ стер-классов и практических за­ нятий, посиделок и литературных гостиных, описаний традиций и праздников, экскурсий, игр и вик­ торин; • владение педагога художе­ ственными средствами, артистиз­ мом, высоким педагогическим ма­ стерством; • активное участие всех ре­ бят. Апробирование однодневной программы экологического про ­ свещения путем знакомства детей и молодежи с народным творче­ ством и обращения к родникам народной культуры было проведе­ но на площадке фестиваля народ­ ной культуры «Любящее сердце России» 17 августа 2019 года в г. Пушкине, в Доме молодёжи «Цар­ скосельский» в рамках проекта, реализуемого за счёт предоставле­ ния субсидий из бюджета Ленин ­ градской области социально ори ­ ентированным некоммерческим организациям, утверждённым по ­ становлением Правительства Л е ­ нинградской области от 15.02.2018 №46. Главный организатор меро­ приятия — основной исполнитель и автор проекта — МОО «Приро ­ доохранный союз». Учредителями и организаторами фестиваля вы­ ступили Правительство Ленин ­ градской области, Общественная палата Ленинградской области, ГКУ ЛО «Дом дружбы Ленинград­ ской области». В состав известных партнёров фестиваля также вошли Неправительственный экологиче­ | Экология и устойчивое развитие | Тарбаева В.М. | 39 Карпухин Сергей / G eo P ho to .ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz