Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

Народные праздники во всей полноте отражают взаимоотно­ шения человека с природой. В них воплотились представления наших предков о природе, как продолжении самих себя, а о себе как об органичной части окружа­ ющего мира. Конечно же, у каждого на­ рода свои традиции общения с природой. Каждый народ береж ­ но хранит экологические заветы предков. Наиболее ярко они вы­ ражены у малых этносов север­ ных и арктических регионов, в мировоззрении которых до сих пор сохраняется «очеловечива­ ние» природы, ощущение её боли, как своей собственной. Они не владели научными знаниями, но имели колоссальный эмпириче­ ский опыт, умели наблюдать, чти ­ ли управляющие миром законы и приспосабливались к ним, ведь без этого они бы не смогли вы­ жить, особенно в этих климати­ ческих условиях. Поэтому кроме изучения русской культуры, в раз­ рабатываемую программу должно быть включено изучение культу­ ры коренных жителей: их тради­ ций, праздников, обрядов, ведь в них содержится бесценный опыт общения с природой [15]. О ценности, невосполни- мости утрат народных культур говорит генеральный директор ЮНЕСКО М. Боу: «Кто может сказать, что какая-то культура или какой-то генетический фактор, ныне погребённый в руинах тра­ диционных обществ, не являлись в свое время составной частью наследия, которое, возможно, н е ­ обходимо для дальнейшего раз­ вития человечества?» [16]. Всё это в полной мере относится к куль­ турам народов Севера. Их цен ­ ность обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она определяется возрастом, дре вно ­ стью этих культур. Уже сам факт их существования в течение двух тысячелетий достоин глубокого уважения, изучения, сохранения. Это не исчезнувшее, изжившее, исчерпавшее себя явление, а ж и ­ вущий в наши дни культурный комплекс, функционирующий в соответствии с экологическими законами Севера. Древние куль­ турные традиции народностей Севера имеют значения не толь­ ко для прошлого, они важны и для настоящего: в них содержится богатейший опыт народной жи з ­ ни в суровых экологических у с ­ ловиях Арктики. Нет сомнений в том, что этот опыт не утратит своего значения и в будущем. Для людей, участвующих в освоении арктических территорий нашей страны, культурные традиции на­ родов Севера будут актуальны и завтра [17]. В процессе экологической деятельности народов Севера вырабатывались, сохранялись и закреплялись нормы поведения и общения, обычаи, запреты, табу, санкции, которые соблюдались в трудовой деятельности, быто­ вом укладе, личной и обществен­ ной жизни, в семье. Традиции, пронизывающие все элементы культуры, имели высокую инерт­ ность, консервативность, так как в естественно-природных ритмах оценка надёжности и ценности факторов, гарантирующих выжи­ вание и воспроизводство чело­ века, измерялась временем жи з ­ ни нескольких поколений [17]. Вполне возможно, что в э к о ­ логии культуры как в науке будет выработана система показателей, по которой можно будет о ц е н и ­ вать эффективность культурно-э­ кологической деятельности по главному критерию — воспроиз ­ водству самой человеческой жи з ­ ни, ибо всестороннее развитие личности как высшая цель и цен ­ ность социального общества воз­ можна лишь на основе её физи­ ческого совершенства. Здоровье человека и сохранность п р и р о ­ ды — это базис, это непременные условия социального и культур­ ного развития, в то же время это один из важнейших результатов этого развития. Действительно, в культурных комплексах коренных народов Сибири и Крайнего Севера, их обычаях, ритуалах, декоратив­ но-прикладном искусстве, оде ­ жде, питании скрыты механизмы адаптации, сохранения здоровья, формирования образа жизни этих народов. Ведь именно благо­ даря своей народной экологиче­ ской культуре народы Северной Азии на протяжении тысячелетий демонстрируют способность с у ­ ществования и развития вэкстре - мальных экологических условиях арктической тундры, сибирской тайги, горных массивов [17]. В нашей многонациональной стране праздники и обряды раз­ ных народов переплетаются: с одинаковым уважением отмечают­ ся и татарский сабантуй, и русская Масленица, и украинские коляд­ ки. Поэтому в данной Программе большое внимание должно быть уделено и праздникам, которые во всей полноте отражают взаимо­ отношения человека с природой, раскрывают идею единства чело­ веческого и природного начала, их общие корни, развивают эсте­ тическое, доброе, бережное отно ­ шение к родной природе — тому общему, что объединяет всех нас независимо от национальной при­ надлежности. Поэтому важно в содержание программы включить произведения народного творче­ ства, которые будут разнообразить формы проведения занятий. Это посиделки, литературные гости­ ные, круглые столы, мастер-классы, экскурсии, игры, викторины, прак­ тические занятия, праздники. При этом целесообразно использовать и самые разнообразные мето­ ды — словесные, демонстрацион­ ные, практические. Так, например, чтобы дети не только знакомились с предлагаемыми педагогом произ­ ведениями, но и сами учились на­ ходить произведения на заданную тему, вовлекая в работу родителей, 38 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, р ешения | 1 | 2 0 2 0 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz