Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.
Народные праздники во всей полноте отражают взаимоотно шения человека с природой. В них воплотились представления наших предков о природе, как продолжении самих себя, а о себе как об органичной части окружа ющего мира. Конечно же, у каждого на рода свои традиции общения с природой. Каждый народ береж но хранит экологические заветы предков. Наиболее ярко они вы ражены у малых этносов север ных и арктических регионов, в мировоззрении которых до сих пор сохраняется «очеловечива ние» природы, ощущение её боли, как своей собственной. Они не владели научными знаниями, но имели колоссальный эмпириче ский опыт, умели наблюдать, чти ли управляющие миром законы и приспосабливались к ним, ведь без этого они бы не смогли вы жить, особенно в этих климати ческих условиях. Поэтому кроме изучения русской культуры, в раз рабатываемую программу должно быть включено изучение культу ры коренных жителей: их тради ций, праздников, обрядов, ведь в них содержится бесценный опыт общения с природой [15]. О ценности, невосполни- мости утрат народных культур говорит генеральный директор ЮНЕСКО М. Боу: «Кто может сказать, что какая-то культура или какой-то генетический фактор, ныне погребённый в руинах тра диционных обществ, не являлись в свое время составной частью наследия, которое, возможно, н е обходимо для дальнейшего раз вития человечества?» [16]. Всё это в полной мере относится к куль турам народов Севера. Их цен ность обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она определяется возрастом, дре вно стью этих культур. Уже сам факт их существования в течение двух тысячелетий достоин глубокого уважения, изучения, сохранения. Это не исчезнувшее, изжившее, исчерпавшее себя явление, а ж и вущий в наши дни культурный комплекс, функционирующий в соответствии с экологическими законами Севера. Древние куль турные традиции народностей Севера имеют значения не толь ко для прошлого, они важны и для настоящего: в них содержится богатейший опыт народной жи з ни в суровых экологических у с ловиях Арктики. Нет сомнений в том, что этот опыт не утратит своего значения и в будущем. Для людей, участвующих в освоении арктических территорий нашей страны, культурные традиции на родов Севера будут актуальны и завтра [17]. В процессе экологической деятельности народов Севера вырабатывались, сохранялись и закреплялись нормы поведения и общения, обычаи, запреты, табу, санкции, которые соблюдались в трудовой деятельности, быто вом укладе, личной и обществен ной жизни, в семье. Традиции, пронизывающие все элементы культуры, имели высокую инерт ность, консервативность, так как в естественно-природных ритмах оценка надёжности и ценности факторов, гарантирующих выжи вание и воспроизводство чело века, измерялась временем жи з ни нескольких поколений [17]. Вполне возможно, что в э к о логии культуры как в науке будет выработана система показателей, по которой можно будет о ц е н и вать эффективность культурно-э кологической деятельности по главному критерию — воспроиз водству самой человеческой жи з ни, ибо всестороннее развитие личности как высшая цель и цен ность социального общества воз можна лишь на основе её физи ческого совершенства. Здоровье человека и сохранность п р и р о ды — это базис, это непременные условия социального и культур ного развития, в то же время это один из важнейших результатов этого развития. Действительно, в культурных комплексах коренных народов Сибири и Крайнего Севера, их обычаях, ритуалах, декоратив но-прикладном искусстве, оде жде, питании скрыты механизмы адаптации, сохранения здоровья, формирования образа жизни этих народов. Ведь именно благо даря своей народной экологиче ской культуре народы Северной Азии на протяжении тысячелетий демонстрируют способность с у ществования и развития вэкстре - мальных экологических условиях арктической тундры, сибирской тайги, горных массивов [17]. В нашей многонациональной стране праздники и обряды раз ных народов переплетаются: с одинаковым уважением отмечают ся и татарский сабантуй, и русская Масленица, и украинские коляд ки. Поэтому в данной Программе большое внимание должно быть уделено и праздникам, которые во всей полноте отражают взаимо отношения человека с природой, раскрывают идею единства чело веческого и природного начала, их общие корни, развивают эсте тическое, доброе, бережное отно шение к родной природе — тому общему, что объединяет всех нас независимо от национальной при надлежности. Поэтому важно в содержание программы включить произведения народного творче ства, которые будут разнообразить формы проведения занятий. Это посиделки, литературные гости ные, круглые столы, мастер-классы, экскурсии, игры, викторины, прак тические занятия, праздники. При этом целесообразно использовать и самые разнообразные мето ды — словесные, демонстрацион ные, практические. Так, например, чтобы дети не только знакомились с предлагаемыми педагогом произ ведениями, но и сами учились на ходить произведения на заданную тему, вовлекая в работу родителей, 38 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, р ешения | 1 | 2 0 2 0 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz