Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.
в гармонии с природой, теория и практика которого провере ны более чем 20-летним опытом Павлышской школы [13]. Всё вышесказанное сви детельствует в пользу необхо димости создания программы, реализация которой могла бы способствовать не только повы шению экологической культуры детей, но и их духовному обога щению. Необходимость создания такой программы на федераль ном, региональном и/или муни ципальном уровнях обусловлено и целевыми установками совре менного образования, направ ленного на формирование не только знаний, умений детей, но и эмоционально-ценностного о т ношения их к окружающему миру. И именно в устном народном творчестве как нигде сохрани лись особенные черты характера народа, присущие ему нравствен ные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолю бии. В рамках такой программы знакомство детей с народным творчеством может приобщить их к нравственным общечелове ческим ценностям. Обращение к родникам народной культуры существенно повышает во спи тательный потенциал э коло ги ческого просвещения и является важным фактором успешности процесса формирования э кол о гической культуры детей. Экологический аспект в э т н о се занимает особое место среди разнообразных средств во спи тания экологической культуры, которая раскрывается в тради циях бережного отношения к окружающему миру и передаётся из поколения в поколение через разные элементы культуры — ми фологию, религию, творчество. Следует отметить, что народ ная экологическая культура, как определённый комплекс знаний, умений и навыков, накапливалась по крупицам, веками тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обыча ях, традициях, обрядах, стереоти пе поведения, в неписаных зако нах и правилах взаимоотношений человека с природой. Народный экологический опыт представ ляет собой огромный педагоги ческий интерес, так как без него трудно выжить не только среди дикой, суровой, но и окультурен ной природы. В последнее время наблюда ется повышение интереса к этно- педагогическим исследованиям, в том числе касающимся различ ных вопросов формирования экологической культуры младших школьников. Это связано и с о со з нанием обществом преемствен ности национальной и общече ловеческой духовной культуры. Издавна бытующие в народе э к о логические ценности формируют строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Народная педагогика располагает о гром ным объёмом экологического ма териала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей. Многовековой опыт народа — с о кровищница народной культуры, народной экологии. Л. Т. Ионин писал: «Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный орга низм его защитного покрова и обречёте его на медленный, но неизбежный процесс умирания» [14]. И по сей день бессмертны средства народной педагогики: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота на родной души воплощена в фоль клоре. В нём показано бережное отношение к природе, стремле ние человека познать окружаю щий мир. Народные загадки — эффек тивное средство экологического воспитания школьников. В загад ках содержится познавательный материал, обогащающий у чени ков сведениями о различных ви дах растительного и животного мира, углубляющий экологиче ские представления. В загадках сливается образность, поэтич ность и взгляды народа на п р и р о ду, её обитателей. Повседневные будничные предметы загадка д е лает удивительно интересными, далёкие и таинственные силы природы становятся более п о нятными и близкими [15]. В пословицах заключена на родная мудрость. Благодаря о б разности, завершённости мысли пословицы оказывают воздей ствие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высо кие нравственные понятия, выве ренные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и опреде ляется их роль в экологическом воспитании. Народные приметы являются народной наукой, типа п р и р о доведения, так как представляют собой своеобразную систему народных знаний о природе, её явлениях. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходящих явлений и изме нений в природной среде, о с мысление которых способствует воспитанию материалистическо го мировоззрения. Народная сказка — это нрав ственный урок. Сказка — ложь, да в ней намёк — добру молодцу урок. В них содержится богатый материал о родной природе, ж и вотном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы. Сказ ки в воспитании экологической культуры школьников играют особую роль, так как в них отра жено бережное отношение наро да к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию э м о ц и о н а л ь н о - э с т е т и ч е с к о го отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней [15]. | Экология и устойчивое развитие | Тарбаева В.М. | 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz