Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

в гармонии с природой, теория и практика которого провере ­ ны более чем 20-летним опытом Павлышской школы [13]. Всё вышесказанное сви ­ детельствует в пользу необхо ­ димости создания программы, реализация которой могла бы способствовать не только повы ­ шению экологической культуры детей, но и их духовному обога­ щению. Необходимость создания такой программы на федераль­ ном, региональном и/или муни­ ципальном уровнях обусловлено и целевыми установками совре ­ менного образования, направ­ ленного на формирование не только знаний, умений детей, но и эмоционально-ценностного о т ­ ношения их к окружающему миру. И именно в устном народном творчестве как нигде сохрани­ лись особенные черты характера народа, присущие ему нравствен­ ные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолю ­ бии. В рамках такой программы знакомство детей с народным творчеством может приобщить их к нравственным общечелове­ ческим ценностям. Обращение к родникам народной культуры существенно повышает во спи ­ тательный потенциал э коло ги ­ ческого просвещения и является важным фактором успешности процесса формирования э кол о ­ гической культуры детей. Экологический аспект в э т н о ­ се занимает особое место среди разнообразных средств во спи ­ тания экологической культуры, которая раскрывается в тради­ циях бережного отношения к окружающему миру и передаётся из поколения в поколение через разные элементы культуры — ми­ фологию, религию, творчество. Следует отметить, что народ­ ная экологическая культура, как определённый комплекс знаний, умений и навыков, накапливалась по крупицам, веками тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обыча­ ях, традициях, обрядах, стереоти­ пе поведения, в неписаных зако­ нах и правилах взаимоотношений человека с природой. Народный экологический опыт представ­ ляет собой огромный педагоги­ ческий интерес, так как без него трудно выжить не только среди дикой, суровой, но и окультурен­ ной природы. В последнее время наблюда­ ется повышение интереса к этно- педагогическим исследованиям, в том числе касающимся различ­ ных вопросов формирования экологической культуры младших школьников. Это связано и с о со з­ нанием обществом преемствен­ ности национальной и общече­ ловеческой духовной культуры. Издавна бытующие в народе э к о ­ логические ценности формируют строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Народная педагогика располагает о гром ­ ным объёмом экологического ма­ териала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей. Многовековой опыт народа — с о ­ кровищница народной культуры, народной экологии. Л. Т. Ионин писал: «Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный орга­ низм его защитного покрова и обречёте его на медленный, но неизбежный процесс умирания» [14]. И по сей день бессмертны средства народной педагогики: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота на­ родной души воплощена в фоль­ клоре. В нём показано бережное отношение к природе, стремле­ ние человека познать окружаю ­ щий мир. Народные загадки — эффек­ тивное средство экологического воспитания школьников. В загад­ ках содержится познавательный материал, обогащающий у чени ­ ков сведениями о различных ви ­ дах растительного и животного мира, углубляющий экологиче­ ские представления. В загадках сливается образность, поэтич­ ность и взгляды народа на п р и р о ­ ду, её обитателей. Повседневные будничные предметы загадка д е ­ лает удивительно интересными, далёкие и таинственные силы природы становятся более п о ­ нятными и близкими [15]. В пословицах заключена на­ родная мудрость. Благодаря о б ­ разности, завершённости мысли пословицы оказывают воздей­ ствие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высо­ кие нравственные понятия, выве­ ренные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и опреде ­ ляется их роль в экологическом воспитании. Народные приметы являются народной наукой, типа п р и р о ­ доведения, так как представляют собой своеобразную систему народных знаний о природе, её явлениях. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходящих явлений и изме­ нений в природной среде, о с ­ мысление которых способствует воспитанию материалистическо­ го мировоззрения. Народная сказка — это нрав­ ственный урок. Сказка — ложь, да в ней намёк — добру молодцу урок. В них содержится богатый материал о родной природе, ж и ­ вотном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы. Сказ­ ки в воспитании экологической культуры школьников играют особую роль, так как в них отра­ жено бережное отношение наро ­ да к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию э м о ц и о н а л ь н о - э с т е т и ч е с к о ­ го отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней [15]. | Экология и устойчивое развитие | Тарбаева В.М. | 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz