Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

Карпухин Сергей / G eo P ho to .ru логическую культуру в отрыве от национальных традиций взаимо­ отношений с природным окруже­ нием. Такое рассмотрение будет искусственным. Природная среда становится тем питательным с уб ­ стратом, вне которого немыслима цивилизация. Вовлекаясь в сферу человеческой деятельности, она преобразуется в новые сущности, сообразно целям каждой новой эпохи и культуры. Например, историческое развитие якутов тесно связано с особенностями их региона, его природно-географическими у с ­ ловиями и традиционными мето­ дами ведения хозяйства. О со б е н ­ ности якутских экологических традиций выражаются во всех аспектах культурной деятель­ ности: описание ландшафта по воодушевлённой, антропомор ­ фной структуре, пространствен­ ное проектирование местности до момента её освоения, так как хозяйственное освоение ж и з­ ненного пространства связано с освоением духовным. Промы ­ сел регулируется сезонами о х о ­ ты, запретами на отстрел зверей определённого тотема, пола и возраста, разумными по требно ­ стями добычи, балансом количе­ ства в определённых охотничьих местах. Ресурсные резерваты использовались с учётом особен ­ ностей экосистемы при добыче меди, серебра, золота, рубки д е ­ ревьев и т. д. Образование и вос­ питание человека включало раз­ витие чувства бережливости ко всему живому, природному [18]. Ещё совсем недавно, в п р о ­ шлом веке в отечественной науке и образовании прослеживалась явная интеграция экологическо­ го и культурологического знания, которая также подпитывалась источниками, связанными с тра­ диционно-духовными ценностя­ ми Руси. В русской философии можно выделить два направле­ ния: русский космизм и русский экологизм. Первое объединяло целый ряд известных исследо­ вателей — В. И. Вернадский, А. И. Чижевский, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. Космисты в основу учения поло ­ жили идею ответственности че­ ловека за природу, осмысления человека в этом мире, имеющую непосредственное отношение к судьбам природного бытия. П. А. Флоренский отмечал, что «пр и ­ рода и человек взаимно подобны и внутренне едины», поэтому на­ силие человека над природой он считает насилием человека над самим собой [8, 9]. Оба направления объединя­ ет один источник — всечеловеч- ность и всежизненность, о п р е ­ делённые Ф. М. Достоевским как свойство русского национально­ го характера. Русский космизм и экологизм исходят из всемирной отзывчивости и максимализма русской души и представляют собой выражение стремления единства с природой [8]. Л о ги ­ ческое продолжение философ­ ских исканий русских космистов отражено в концепции биосферы и ноосферы В. И. Вернадского, ключевым положением которой является утверждение о единстве Природы [10]. Экологические традиции, учитывающие богатый духовный опыт российской истории, нашли отражение и в народной педаго­ гике начала прошлого века. Ха ­ рактерная её черта — обучение подрастающего поколения уме­ нию жить в согласии с природным окружением. Согласно её учению, ребёнок, познавая законы п р и р о ­ ды и не нарушая их, становится лучше, чище, добрее. Например, Л. Н. Толстой считал, что именно красота природы позволяет п р о ­ явиться нравственной красоте, присущей детской душе. Имен ­ но поэтому, по мнению великого писателя, необходимо развивать такие качества личности, как с о ­ переживание, сочувствие, мило­ сердие, незлобливость [11]. Д. И. Менделеев, размышляя о веду­ щих направлениях русского п р о ­ свещения, утверждал, что науки о природе способствуют развитию у ребёнка привычки осторож но ­ го, но опытного и уверенного с у ­ ждения о способах согласования жизни с законами природы [12]. Творческое наследие одного из самых талантливых педагогов В. А .Сухомлинского открывает у н и ­ кальную методику воспитания 36 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 2 0 2 0 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz