Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.
Карпухин Сергей / G eo P ho to .ru логическую культуру в отрыве от национальных традиций взаимо отношений с природным окруже нием. Такое рассмотрение будет искусственным. Природная среда становится тем питательным с уб стратом, вне которого немыслима цивилизация. Вовлекаясь в сферу человеческой деятельности, она преобразуется в новые сущности, сообразно целям каждой новой эпохи и культуры. Например, историческое развитие якутов тесно связано с особенностями их региона, его природно-географическими у с ловиями и традиционными мето дами ведения хозяйства. О со б е н ности якутских экологических традиций выражаются во всех аспектах культурной деятель ности: описание ландшафта по воодушевлённой, антропомор фной структуре, пространствен ное проектирование местности до момента её освоения, так как хозяйственное освоение ж и з ненного пространства связано с освоением духовным. Промы сел регулируется сезонами о х о ты, запретами на отстрел зверей определённого тотема, пола и возраста, разумными по требно стями добычи, балансом количе ства в определённых охотничьих местах. Ресурсные резерваты использовались с учётом особен ностей экосистемы при добыче меди, серебра, золота, рубки д е ревьев и т. д. Образование и вос питание человека включало раз витие чувства бережливости ко всему живому, природному [18]. Ещё совсем недавно, в п р о шлом веке в отечественной науке и образовании прослеживалась явная интеграция экологическо го и культурологического знания, которая также подпитывалась источниками, связанными с тра диционно-духовными ценностя ми Руси. В русской философии можно выделить два направле ния: русский космизм и русский экологизм. Первое объединяло целый ряд известных исследо вателей — В. И. Вернадский, А. И. Чижевский, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. Космисты в основу учения поло жили идею ответственности че ловека за природу, осмысления человека в этом мире, имеющую непосредственное отношение к судьбам природного бытия. П. А. Флоренский отмечал, что «пр и рода и человек взаимно подобны и внутренне едины», поэтому на силие человека над природой он считает насилием человека над самим собой [8, 9]. Оба направления объединя ет один источник — всечеловеч- ность и всежизненность, о п р е делённые Ф. М. Достоевским как свойство русского национально го характера. Русский космизм и экологизм исходят из всемирной отзывчивости и максимализма русской души и представляют собой выражение стремления единства с природой [8]. Л о ги ческое продолжение философ ских исканий русских космистов отражено в концепции биосферы и ноосферы В. И. Вернадского, ключевым положением которой является утверждение о единстве Природы [10]. Экологические традиции, учитывающие богатый духовный опыт российской истории, нашли отражение и в народной педаго гике начала прошлого века. Ха рактерная её черта — обучение подрастающего поколения уме нию жить в согласии с природным окружением. Согласно её учению, ребёнок, познавая законы п р и р о ды и не нарушая их, становится лучше, чище, добрее. Например, Л. Н. Толстой считал, что именно красота природы позволяет п р о явиться нравственной красоте, присущей детской душе. Имен но поэтому, по мнению великого писателя, необходимо развивать такие качества личности, как с о переживание, сочувствие, мило сердие, незлобливость [11]. Д. И. Менделеев, размышляя о веду щих направлениях русского п р о свещения, утверждал, что науки о природе способствуют развитию у ребёнка привычки осторож но го, но опытного и уверенного с у ждения о способах согласования жизни с законами природы [12]. Творческое наследие одного из самых талантливых педагогов В. А .Сухомлинского открывает у н и кальную методику воспитания 36 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 2 0 2 0 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz