Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

£ лософия наших предков была о простой. Они считали, во-пер- oP вых, что всё живое и неживое во Ф / G Вселенной неразрывно и связа- | но единым началом. Во-вторых, х человек — маленькая песчинка во ’§ Вселенной, окружающая его сре- jj да — не простой субстрат, и отно- рги ситься к природе необходимо как 1 ® к родной матери. В-третьих, всё зло, нанесённое матери-природе, обратится собственной трагеди­ ей для каждого человека и всего человеческого рода [5]. Эти же простые истины народной фило­ софии закреплены и в этноэколо- гических традициях, включающих, в частности «веру в спасительные и целительные силы природы, почитание растений и животных, охрану уникальных природных объектов; принцип рационально­ го природопользования; понима­ ние ответственности человека за поступки, совершенные против природы» [2, 3]. Основой этноэ- кологических традиций являются внутренняя духовность и высокая нравственность народа, его забо­ та о будущем природы и самого человека. Например, эколого-куль- турное мышление народностей Севера, как и других этносов, формировалось в процессе их жизнедеятельности и обеспечи­ вало сбалансированность тради­ ционной культуры с природной экосистемой. Якуты, занимая зна­ чительное пространство С иб и ­ ри, сформировали уникальную, традиционную культуру диалога природы и человека, природы и общества. Создали множество ха­ рактерных особенностей диалога почтения родной земли. Обрядовые, календарные песни отражали единение чело­ века и природы, полную зависи­ мость жизни от природных сил, от смены времён года. Человек получал возможность почувство­ вать, поверить в существование гармонии в мире. Именно из природы почерпнул крестьянин представления о красоте, ритме, ладе. Как отмечает В. Белов: «В союзе с ней он создавал сам себя и высокую красоту своей души, отражённую в культуре труда. Ма­ стерство, как правило, завоёвыва­ лось не в борьбе с окружающей природой, а скорее в содруже­ стве с ней» [6]. Ансамбль пейзажа был п р и ­ родной формой духовной куль­ туры, органическим единством. Он являлся составной частью мировой сферы культуры, на­ правленной на преобразование биосферы. Эти преобразования были шагом из мира природы в мир духа. Человек — носитель духа, поэтому не может жить в биосфере, не знающей ни добра, ни зла. Область существования «живого вещества» во сприни ­ мается им как пустыня, пугающая своей безжизненностью и бес ко ­ нечностью. Лишь пространство, овеянное человеческим духом, становится пейзажем [7]. Это объясняет вопрос, почему н е ­ правомерно рассматривать э к о ­ | Экология и устойчивое развитие | Тарбаева В.М. | 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz