Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

России, носительнице высших д у ­ ховных ценностей — устойчивая доминанта национального само­ сознания, косвенно восходящая к культу природы. На сегодняшний день утрата духовного единения с природой привела к серьёзным послед­ ствиям в нашей стране, так как способствовала высвобождению разрушительных инстинктов. Со ­ временная культура уже сделала свой выбор в сторону технокра­ тического образа мировосприя­ тия. Отчуждение от природы, игнорирование её законов, не ­ щадная эксплуатация и по треби ­ тельское отношение к природ ­ ным ресурсам в конечном итоге привели к тяжёлым экологиче­ ским последствиям. Например, в Якутии, сложном экологическом регионе, обусловленном его рас­ положением (зимний период 8 месяцев, резко континентальные климатические условия: зимой до -58, летом +40), в связи с раз­ витием индустрии и появлением техногенных ландшафтов интен ­ сивно нарастают экологические проблемы с возможным ката­ строфическим исходом. Глубокие цивилизационные сдвиги, развитие научно-техни­ ческого прогресса изменили не только окружающую среду, но и характер духовного мира челове­ ка. Понятия красоты, доброжела­ тельности, участия, сопережива­ ния становятся исключением, а не нормой жизни. Духовное оскуде­ ние человека привело к отдале­ нию человека от природы. Всё это обусловливает переосмысление многих представлений о челове­ ке, обществе, культуре, природе, окружающей среде, как системе жизни человечества, и требует воспитания «нового» человека, становления экологической куль­ туры личности и общества. Рассматривая возможности развития экологической куль­ туры, всё же следует отметить, что в этом процессе есть на что опереться из национально­ го опыта и традиций народной культуры. Это, прежде всего, ряд духовно-нравственных и значи­ мых для просвещения явлений: уважительное отношение к род­ ной земле (народная культура); стремление человека к единству с природой (народная культура, космизм); идея ответственности человека за природу; возвраще­ ние человеку его духовной глу­ бины как важнейшего измерения личности; гармоничное развитие человека и природы, их равно- великость (космизм); единство Природы, включающее человека (В. И. Вернадский); единство че­ ловека и природы как взаимосвя­ занных и взаимодействующих ча­ стей единого целого в биосфере (экологизм и космизм); обучение детей умению жить в согласии с природой (народная педагогика). Сейчас к человеку постепен ­ но возвращается национальная память, и он по-новому начинает относиться к старинным празд­ никам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил потом ­ кам самое ценное из своих куль­ турных достижений, просеянных сквозь сито веков. Сегодня, к о ­ нечно, существенно изменились условия жизни, быт людей, п о э ­ тому нужно формировать новые экологические традиции, но не забывая старые. На территории нашей страны было много священных источни­ ков. Реки, озёра, водоёмы вызы­ вали у наших предков почитание и уважение. Недаром свой «Курс русской истории» В. О. Ключев­ ский начинает с анализа влия­ ния природы на исторический процесс, отмечая особую любовь русского человека к реке, кото ­ рая являлась воспитательницей чувства порядка, общественного духа, общительности [2]. Среди символов народной культуры особое место зани­ мал огонь. «Понятийный, земной смысл огня, солнца соединяется с огнём Духа, духовным Солн­ цем — символом абсолютного Добра, Истины, Красоты. Эти высшие ценности составляют её ядро. В личностном плане это о б ­ раз высшего устремления, любви и самопожертвования» [3]. Особенно тесная связь наших предков отмечается с Землёй-ма- терью, с Землёй-кормилицей. К ней относились как к святыне. Н. Н. Макарцева отмечает, что «весной детям запрещалось бить палкой по земле, так как она была беременна новым урожаем» [4]. Рождение хлеба сравнивалось с рождением ребёнка. Наиболее тяжкое преступление среди кре ­ стьян — неуважительное отноше ­ ние к Земле. Почитались народом деревья, рощи, дубравы. Ю. Л ин - ник писал о берёзе, как о белока­ менном соборе, объединяющем в единое целое почву, ветер, солн ­ це, космос [4]. В основе миропонимания на­ родов Крайнего Севера также л е ­ жит представление о природе как о рождающем начале: Земля-мать осмысливалась как прародитель­ ница всего. Солнце также давало жизнь и растило. К числу других рождающих начал относились Огонь-мать, Вода-мать, Дере ­ во-мать. Человек в этом с т и хи й ­ но-материалистическом м иро ­ воззрении представлялся как часть природы, а труд и вся его жизнь «связаны со всем, с чем он соприкасается, что несёт на себе следы его материальной и духов­ ной деятельности. Природа для человека того времени являлась матерью, б о ­ жественным началом, поэтому он любил и почитал её. Всё, что создавал человек, он создавал по законам природы, по законам гармонии и красоты. По словам Д. Д. Саввинова, житейская фи- 34 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 2 0 2 0 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz