Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.
России, носительнице высших д у ховных ценностей — устойчивая доминанта национального само сознания, косвенно восходящая к культу природы. На сегодняшний день утрата духовного единения с природой привела к серьёзным послед ствиям в нашей стране, так как способствовала высвобождению разрушительных инстинктов. Со временная культура уже сделала свой выбор в сторону технокра тического образа мировосприя тия. Отчуждение от природы, игнорирование её законов, не щадная эксплуатация и по треби тельское отношение к природ ным ресурсам в конечном итоге привели к тяжёлым экологиче ским последствиям. Например, в Якутии, сложном экологическом регионе, обусловленном его рас положением (зимний период 8 месяцев, резко континентальные климатические условия: зимой до -58, летом +40), в связи с раз витием индустрии и появлением техногенных ландшафтов интен сивно нарастают экологические проблемы с возможным ката строфическим исходом. Глубокие цивилизационные сдвиги, развитие научно-техни ческого прогресса изменили не только окружающую среду, но и характер духовного мира челове ка. Понятия красоты, доброжела тельности, участия, сопережива ния становятся исключением, а не нормой жизни. Духовное оскуде ние человека привело к отдале нию человека от природы. Всё это обусловливает переосмысление многих представлений о челове ке, обществе, культуре, природе, окружающей среде, как системе жизни человечества, и требует воспитания «нового» человека, становления экологической куль туры личности и общества. Рассматривая возможности развития экологической куль туры, всё же следует отметить, что в этом процессе есть на что опереться из национально го опыта и традиций народной культуры. Это, прежде всего, ряд духовно-нравственных и значи мых для просвещения явлений: уважительное отношение к род ной земле (народная культура); стремление человека к единству с природой (народная культура, космизм); идея ответственности человека за природу; возвраще ние человеку его духовной глу бины как важнейшего измерения личности; гармоничное развитие человека и природы, их равно- великость (космизм); единство Природы, включающее человека (В. И. Вернадский); единство че ловека и природы как взаимосвя занных и взаимодействующих ча стей единого целого в биосфере (экологизм и космизм); обучение детей умению жить в согласии с природой (народная педагогика). Сейчас к человеку постепен но возвращается национальная память, и он по-новому начинает относиться к старинным празд никам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил потом кам самое ценное из своих куль турных достижений, просеянных сквозь сито веков. Сегодня, к о нечно, существенно изменились условия жизни, быт людей, п о э тому нужно формировать новые экологические традиции, но не забывая старые. На территории нашей страны было много священных источни ков. Реки, озёра, водоёмы вызы вали у наших предков почитание и уважение. Недаром свой «Курс русской истории» В. О. Ключев ский начинает с анализа влия ния природы на исторический процесс, отмечая особую любовь русского человека к реке, кото рая являлась воспитательницей чувства порядка, общественного духа, общительности [2]. Среди символов народной культуры особое место зани мал огонь. «Понятийный, земной смысл огня, солнца соединяется с огнём Духа, духовным Солн цем — символом абсолютного Добра, Истины, Красоты. Эти высшие ценности составляют её ядро. В личностном плане это о б раз высшего устремления, любви и самопожертвования» [3]. Особенно тесная связь наших предков отмечается с Землёй-ма- терью, с Землёй-кормилицей. К ней относились как к святыне. Н. Н. Макарцева отмечает, что «весной детям запрещалось бить палкой по земле, так как она была беременна новым урожаем» [4]. Рождение хлеба сравнивалось с рождением ребёнка. Наиболее тяжкое преступление среди кре стьян — неуважительное отноше ние к Земле. Почитались народом деревья, рощи, дубравы. Ю. Л ин - ник писал о берёзе, как о белока менном соборе, объединяющем в единое целое почву, ветер, солн це, космос [4]. В основе миропонимания на родов Крайнего Севера также л е жит представление о природе как о рождающем начале: Земля-мать осмысливалась как прародитель ница всего. Солнце также давало жизнь и растило. К числу других рождающих начал относились Огонь-мать, Вода-мать, Дере во-мать. Человек в этом с т и хи й но-материалистическом м иро воззрении представлялся как часть природы, а труд и вся его жизнь «связаны со всем, с чем он соприкасается, что несёт на себе следы его материальной и духов ной деятельности. Природа для человека того времени являлась матерью, б о жественным началом, поэтому он любил и почитал её. Всё, что создавал человек, он создавал по законам природы, по законам гармонии и красоты. По словам Д. Д. Саввинова, житейская фи- 34 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 2 0 2 0 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz