Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

Аннотация. Арктическая зона Российской Федерации играет большую роль в современных условиях развития российской экономики, однако, государство не может единолично спонсировать проекты и программы по развитию Арктики и вынуждено привлекать инвестиции частных компаний на основе государственно-частного партнёрства. В данной статье рассмотрена возможность и необходимость использования государственно-частного партнёрства в рамках реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации. Annotation. The Arctic zone o f the Russian Federation plays an important role in the current conditions o f development o f the Russian economy, however, the state cannot single- handedly sponsor projects and programs for the development o f this region and is forced to attract investment from private companies on the basis o f public-private partnership. This article presents an analysis o f the development o f public- private partnership in the framework o f the development Strategy o f the Arctic zone o f the Russian Federation. Ключевые слова: Государственно-частное партнёрство (ГЧП), Арктика, развитие. Key words: Public private partnership (PPP), Arctic, development. Арктика является одной из наиболее стратегически важных территорий Российской Феде­ рации. Ежегодно международный интерес к Арктике растёт, о чём свидетельствует постоянное уве­ личение количества исследова­ тельских институтов и проектных организаций, чья деятельность направленна на развитие данного региона. Освоение и развитие А р ­ ктической зоны имеет ряд причин и обеспечивает следующие преи­ мущества для государства: 1. Потенциал развития ресурс­ ного обеспечения. На сегодняшний день не существует точных данных оценки запасов нефти и газа в А р ­ ктике, однако, по данным исследо­ вания Геологической службы СШ А «Circum-arctic resource appraisal: Estimates o f undiscovered o il and gas north o f the A rctic Circle», кото­ рое является наиболее авторитет- ным на сегодняшний день, Россия обладает примерно 70% неразве­ данных запасов природного газа в Арктике [1]. 2. Создание транспортно-ло­ гистических сетей, которые могут открывать прямой доступ к север­ ным морям, что приведёт к суще­ ственному сокращению сроков доставки грузов из европейской части России в азиатскую. 3. Территориальные споры. Одним из главных вызовов при развитии Арктики становится тен­ денция к ремилитаризации и де ­ милитаризации данного региона. Амбиции некоторых стран отража­ ют как многолетние, так и недавно обозначенные территориальные споры, что усиливает милитари­ стские настроения в мировой п о ­ вестке дня и провоцирует Россию усиливать контроль над находящи­ мися там разведанными и про ­ гнозируемыми нефтегазовыми запасами, а также над такой важ­ ной составляющей экономики, как промышленное рыболов­ ство. 4. Обеспечение повыше­ ния уровня жизни населения арктических территорий Рос­ сийской Федерации. В рос­ сийской Арктике проживает около 2,3 млн человек, однако, население данной зоны стре­ мительно сокращается, в связи с трудностями развития аркти­ ческих регионов [2]. Территория Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ) несёт в себе огромный потенциал для раз­ вития российской экономики. По словам Президента РФ Владимира Путина, более 10% всех инвестиций в Россию приходятся на долю Арктики, соответственно, значение дан ­ ного региона для экономики государства растёт. Однако р е ­ ализация множества проектов и программ в АЗРФ требует вложения огромных средств, которые государство не мо­ жет выделять на регулярной основе. Проекты по развитию АЗРФ не могут быть испол ­ нены исключительно за счёт федерального бюджета, т р е ­ буется привлечение инвесто­ ров, в том числе иностранных. В данном случае государство должно проводить политику по привлечению бизнеса к с о ­ вместной реализации проек­ тов на взаимовыгодной основе. Создание партнёрства между государством и бизнесом п о ­ зволяет выполнять постав­ ленные государством задачи для достижения устойчивого развития АЗРФ. Эффективным механизмом привлечения б и з ­ неса к взаимодействию с го ­ сударством, является государ­ ственно-частное партнерство (далее-ГЧП). 28 | А Р К Т И К А — 2 0 3 5 : актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 2 0 2 0 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz