Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.
Аннотация. Арктическая зона Российской Федерации играет большую роль в современных условиях развития российской экономики, однако, государство не может единолично спонсировать проекты и программы по развитию Арктики и вынуждено привлекать инвестиции частных компаний на основе государственно-частного партнёрства. В данной статье рассмотрена возможность и необходимость использования государственно-частного партнёрства в рамках реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации. Annotation. The Arctic zone o f the Russian Federation plays an important role in the current conditions o f development o f the Russian economy, however, the state cannot single- handedly sponsor projects and programs for the development o f this region and is forced to attract investment from private companies on the basis o f public-private partnership. This article presents an analysis o f the development o f public- private partnership in the framework o f the development Strategy o f the Arctic zone o f the Russian Federation. Ключевые слова: Государственно-частное партнёрство (ГЧП), Арктика, развитие. Key words: Public private partnership (PPP), Arctic, development. Арктика является одной из наиболее стратегически важных территорий Российской Феде рации. Ежегодно международный интерес к Арктике растёт, о чём свидетельствует постоянное уве личение количества исследова тельских институтов и проектных организаций, чья деятельность направленна на развитие данного региона. Освоение и развитие А р ктической зоны имеет ряд причин и обеспечивает следующие преи мущества для государства: 1. Потенциал развития ресурс ного обеспечения. На сегодняшний день не существует точных данных оценки запасов нефти и газа в А р ктике, однако, по данным исследо вания Геологической службы СШ А «Circum-arctic resource appraisal: Estimates o f undiscovered o il and gas north o f the A rctic Circle», кото рое является наиболее авторитет- ным на сегодняшний день, Россия обладает примерно 70% неразве данных запасов природного газа в Арктике [1]. 2. Создание транспортно-ло гистических сетей, которые могут открывать прямой доступ к север ным морям, что приведёт к суще ственному сокращению сроков доставки грузов из европейской части России в азиатскую. 3. Территориальные споры. Одним из главных вызовов при развитии Арктики становится тен денция к ремилитаризации и де милитаризации данного региона. Амбиции некоторых стран отража ют как многолетние, так и недавно обозначенные территориальные споры, что усиливает милитари стские настроения в мировой п о вестке дня и провоцирует Россию усиливать контроль над находящи мися там разведанными и про гнозируемыми нефтегазовыми запасами, а также над такой важ ной составляющей экономики, как промышленное рыболов ство. 4. Обеспечение повыше ния уровня жизни населения арктических территорий Рос сийской Федерации. В рос сийской Арктике проживает около 2,3 млн человек, однако, население данной зоны стре мительно сокращается, в связи с трудностями развития аркти ческих регионов [2]. Территория Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ) несёт в себе огромный потенциал для раз вития российской экономики. По словам Президента РФ Владимира Путина, более 10% всех инвестиций в Россию приходятся на долю Арктики, соответственно, значение дан ного региона для экономики государства растёт. Однако р е ализация множества проектов и программ в АЗРФ требует вложения огромных средств, которые государство не мо жет выделять на регулярной основе. Проекты по развитию АЗРФ не могут быть испол нены исключительно за счёт федерального бюджета, т р е буется привлечение инвесто ров, в том числе иностранных. В данном случае государство должно проводить политику по привлечению бизнеса к с о вместной реализации проек тов на взаимовыгодной основе. Создание партнёрства между государством и бизнесом п о зволяет выполнять постав ленные государством задачи для достижения устойчивого развития АЗРФ. Эффективным механизмом привлечения б и з неса к взаимодействию с го сударством, является государ ственно-частное партнерство (далее-ГЧП). 28 | А Р К Т И К А — 2 0 3 5 : актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 2 0 2 0 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz