Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

Упоминания о ресурсосбере­ жении и ресурсной эффективно­ сти встречаются в постановлении Правительства Российской Ф е ­ дерации от 03.01.2014 № 3 (абзац 6 подпункт «а» пункт 3) и в п о ­ становлении Правительства Рос­ сийской Федерации от 30.12.2013 № 1312 (подпункт «е» пункт 3). В терминологии указанных поста­ новлений Правительства Россий­ ской Федерации речь идёт о « п о ­ вышении энергоэффективности и ресурсосбережения», как одной из ряда общих целей в контексте идентификации определённой деятельности субъектов с сфере промышленности в рамках под­ держиваемого приоритетного направления гражданской п р о ­ мышленности. При этом данные направления во всяком случае предустановлены в этом качестве в Государственной программе «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспо ­ собности», утверждённой поста­ новлением Правительства Рос­ сийской Федерации от 15.04.2014 № 328. То есть цель — «повыше­ ние энергоэффективности и р е ­ сурсосбережения» — по сути, яв­ ляется номинальной. Следует отметить, что в с о ­ ответствии с пунктом 2 Порядка определения технологических на­ правлений по соответствующим государственной программе Рос­ сийской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» пр и о ­ ритетным направлениям граждан­ ской промышленности, утверж­ дённого Приказом Минпромторга России от 21.09.2017 № 3249, при ­ оритет отдаётся технологическим направлениям, осуществление деятельности по которым способ ­ ствует повышению энергоэффек­ тивности и ресурсосбережению. Вместе с тем в составе перечис­ ленных критериев отбора техно ­ логических направлений для це ­ лей поддержки по постановлению Правительства Российской Феде­ рации от 30.12.2013 № 1312 «энер­ гоэффективность и ресурсосбе­ режение» не присутствуют. Это объясняет системное отсутствие упоминания о данном институте далее, как в форме подачи пред­ ложений для формирования пе ­ речня технологических направле­ ний в целях проведения конкурса для предоставления субсидий на проведение научно-исследо­ вательских и опытно-конструк­ торских работ, так и в составе конкурсной документации для проведения конкурсного отбора на право получения субсидий из федерального бюджета россий­ ским организациям на компен­ сацию части затрат на проведе­ ние научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими орга­ низациями комплексных инвести­ ционных проектов. При указанных обстоятель­ ствах приходим к неопровержи­ мому выводу о том, что в действу­ ющей системе мер поддержки промышленности деятельность субъектов в сфере промышленно­ сти по повышению ресурсосбере­ жения и ресурсной эффективно­ сти не выделяется (не имеет своих показателей (индикаторов)) и, со ­ ответственно, не оценивается. Анализируя принципиаль­ ную возможность получения го­ сударственной поддержки при осуществлении деятельности по повышению ресурсосбережения и ресурсной эффективности, отме­ тим, что отдельные производствен­ ные предприятия, выпускающие с использованием вторичных ресур­ сов готовую товарную продукцию в качестве основной цели своей экономической деятельности (в рамках раздела С ОКВЭД 2), при определённых условиях могут на неё претендовать на общих осно­ ваниях. Повторимся, что такие ос­ нования не находятся в какой-либо связи с достижением конкретных значений показателей ресурсос­ бережения и ресурсной эффектив­ ности. Действующие в настоящем тематические постановления Пра­ вительства Российской Федерации имеют целью только увеличение объёма производства промыш­ ленной продукции, ввиду чего от­ дельные правоотношения в сфере ресурсосбережения и ресурсной эффективности в общей системе мер поддержки своего места не на­ ходят. В мейнстриме идентифици­ руются прочие выявленные меры поддержки в рамках всего переч­ ня национальных проектов3. Развивая тему поддержки ре­ сурсосбережения и ресурсной эффективности, невозможно не обратиться к институту наилучших доступных технологий. Связь меж­ ду ними не прямая, но очевидная4. Институт наилучших д о ­ ступных технологий, изначально закреплённый в природоохран­ ном законодательстве, в рамках промышленной политики срав­ нительно недавно получил пер­ спективу позитивного правового регулирования. В своем Указе от 07.05.2018 № 204, определяющем националь­ ные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года, Прези­ дент Российской Федерации в качестве задачи, требующей ре­ шения по направлению экологии, обозначил применение всеми объектами, оказывающими значи­ тельное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий. 3 Указ Президента Российской Феде­ рации «О национальных целях и страте­ гических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 0705 2018 № 204 4 ГОСТ 33570-2015 Межгосударствен­ ный стандарт Ресурсосбережение Обра­ щение с отходами Методология иденти­ фикации Зарубежный опыт 24 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 2 0 2 0 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz