Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.
Упоминания о ресурсосбере жении и ресурсной эффективно сти встречаются в постановлении Правительства Российской Ф е дерации от 03.01.2014 № 3 (абзац 6 подпункт «а» пункт 3) и в п о становлении Правительства Рос сийской Федерации от 30.12.2013 № 1312 (подпункт «е» пункт 3). В терминологии указанных поста новлений Правительства Россий ской Федерации речь идёт о « п о вышении энергоэффективности и ресурсосбережения», как одной из ряда общих целей в контексте идентификации определённой деятельности субъектов с сфере промышленности в рамках под держиваемого приоритетного направления гражданской п р о мышленности. При этом данные направления во всяком случае предустановлены в этом качестве в Государственной программе «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспо собности», утверждённой поста новлением Правительства Рос сийской Федерации от 15.04.2014 № 328. То есть цель — «повыше ние энергоэффективности и р е сурсосбережения» — по сути, яв ляется номинальной. Следует отметить, что в с о ответствии с пунктом 2 Порядка определения технологических на правлений по соответствующим государственной программе Рос сийской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» пр и о ритетным направлениям граждан ской промышленности, утверж дённого Приказом Минпромторга России от 21.09.2017 № 3249, при оритет отдаётся технологическим направлениям, осуществление деятельности по которым способ ствует повышению энергоэффек тивности и ресурсосбережению. Вместе с тем в составе перечис ленных критериев отбора техно логических направлений для це лей поддержки по постановлению Правительства Российской Феде рации от 30.12.2013 № 1312 «энер гоэффективность и ресурсосбе режение» не присутствуют. Это объясняет системное отсутствие упоминания о данном институте далее, как в форме подачи пред ложений для формирования пе речня технологических направле ний в целях проведения конкурса для предоставления субсидий на проведение научно-исследо вательских и опытно-конструк торских работ, так и в составе конкурсной документации для проведения конкурсного отбора на право получения субсидий из федерального бюджета россий ским организациям на компен сацию части затрат на проведе ние научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими орга низациями комплексных инвести ционных проектов. При указанных обстоятель ствах приходим к неопровержи мому выводу о том, что в действу ющей системе мер поддержки промышленности деятельность субъектов в сфере промышленно сти по повышению ресурсосбере жения и ресурсной эффективно сти не выделяется (не имеет своих показателей (индикаторов)) и, со ответственно, не оценивается. Анализируя принципиаль ную возможность получения го сударственной поддержки при осуществлении деятельности по повышению ресурсосбережения и ресурсной эффективности, отме тим, что отдельные производствен ные предприятия, выпускающие с использованием вторичных ресур сов готовую товарную продукцию в качестве основной цели своей экономической деятельности (в рамках раздела С ОКВЭД 2), при определённых условиях могут на неё претендовать на общих осно ваниях. Повторимся, что такие ос нования не находятся в какой-либо связи с достижением конкретных значений показателей ресурсос бережения и ресурсной эффектив ности. Действующие в настоящем тематические постановления Пра вительства Российской Федерации имеют целью только увеличение объёма производства промыш ленной продукции, ввиду чего от дельные правоотношения в сфере ресурсосбережения и ресурсной эффективности в общей системе мер поддержки своего места не на ходят. В мейнстриме идентифици руются прочие выявленные меры поддержки в рамках всего переч ня национальных проектов3. Развивая тему поддержки ре сурсосбережения и ресурсной эффективности, невозможно не обратиться к институту наилучших доступных технологий. Связь меж ду ними не прямая, но очевидная4. Институт наилучших д о ступных технологий, изначально закреплённый в природоохран ном законодательстве, в рамках промышленной политики срав нительно недавно получил пер спективу позитивного правового регулирования. В своем Указе от 07.05.2018 № 204, определяющем националь ные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года, Прези дент Российской Федерации в качестве задачи, требующей ре шения по направлению экологии, обозначил применение всеми объектами, оказывающими значи тельное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий. 3 Указ Президента Российской Феде рации «О национальных целях и страте гических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 0705 2018 № 204 4 ГОСТ 33570-2015 Межгосударствен ный стандарт Ресурсосбережение Обра щение с отходами Методология иденти фикации Зарубежный опыт 24 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 2 0 2 0 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz