Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.
текстильные, полимерные и д р е весные отходы, стеклобой, часть минеральных отходов эле ктроэ нергетики, металлургии, химии и промышленности строительных материалов. Такого рода техно логические отходы сравнительно давно используются в промыш ленных масштабах как вторичные ресурсы для чёрной и цветной металлургии, целлюлозно-бу мажной и текстильной промыш ленности, а также в производстве изделий из термопластов. Вместе с тем никаких системных подхо дов такая практика, ожидаемо, не генерирует. Больший объём фракций, извлечённых из о тхо дов, используется в хозяйствен ных целях в значительно мень ших масштабах, при этом часть из них автоматически подпадает под правовой режим отходов1, что ограничивает их разрешён ный экономический оборот либо отказом от использования (захо ронение, обезвреживание), либо утилизацией. Проблематика ресурсосбе режения является комплексной, охватывая сферы с высоким ур о в нем государственного воздей ствия, включая технико -техноло гическую, ценовую, кредитную, инвестиционную , внешнеэконо мическую, экологическую. В этой связи формирование и развитие ресурсосбережения невозможно без участия государства, государ ственных инструментов регули рования, включая экономическое стимулирование целевой дея тельности хозяйствующих субъ ектов. Стимулирование субъектов деятельности в сфере промыш ленности рационально и эффек тивно использовать материаль ные, финансовые и природные ресурсы, обеспечивать повы шение уровня развития ре сур 1 Приказ Росприроднадзора от 22 05 2017 № 242 «Об утверждении Фе дерального классификационного каталога отходов» (ред от 0211 2018) сосберегающих и экологически безопасных технологий является одной из общих задач промыш ленной политики, сформулиро ванной в статье 2 Федерального закона «О промышленной поли тике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ. Запрос на расширение о с нований предоставления мер стимулирования субъектов дея тельности в сфере промышлен ности при осуществлении меро приятий по достижению целевых значений показателей ресурсос бережения и ресурсной эффек тивности отдельных отраслей промышленности, наряду с э к о номическими основаниями, об у словлен содержанием руководя щих государственных поручений. В частности,согласно переч ню поручений Президента Рос сийской Федерации от 15.11.2017 № 2319 в сфере регулирования обращения с отходами Прави тельству Российской Федера ции поручено внести в Государ ственную Думу Федерального Собрания Российской Федера ции проект федерального закона, предусматривающего ре гулиро вание обращения вторичных ма териальных ресурсов, проработав вопрос о стимулировании с п р о са на продукцию из них, а также определить понятийный аппарат в отношении экотехнопарков в сфере обращения с отходами, предусмотреть типовые требова ния к ним, обеспечивающие рас ширение спектра производства продукции из вторичных матери альных ресурсов, при принятии решений о предоставлении им мер государственной поддержки. Тем не менее политика по ресурсосбережению и ресурс ной эффективности в полной мере не сформирована, в настоя щем отсутствуют экономические рычаги развития отношений по вовлечению вторичных ресурсов производства в оборот через п о зитивное и негативное стимули рование предприятий, причём как в составе института ресурсосбе режения и ресурсной эффектив ности, так и в составе института наилучших доступных техноло гий, как действующего механиз ма реализации государственной промышленной политики. Межотраслевые меры под держки промышленности, адми нистрируемые Минпромторгом России, не находятся в ка кой -ли бо связи с показателями р е сурсосбережения и ресурсной эффективности, хотя бы по той причине, что эти показатели, и тем более их целевые значения, в соответствующих норматив ных правовых актах не пред- усмотрены2. 2 Постановление Правительства Рос сийской Федерации от 03.01.2014 № 3 «Об утверждении Правил предоставле ния субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмеще ние части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014 — 2019 годах в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической дея тельности (Внешэкономбанк)», а также в международных финансовых организаци ях, созданных в соответствии с междуна родными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям граж данской промышленности и (или) выплату купонного дохода по облигациям, выпу щенным в 2014 — 2019 годах в рамках ре ализации комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности», поста новление Правительства Российской Ф е дерации от 3012 2013 № 1312 «Об утверж дении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским о р ганизациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по при оритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных ин вестиционных проектов», постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 634 «О предоставлении суб сидий из федерального бюджета россий ским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям». | Экономика, ресурсы, финансы | Манкулова Ж.А. | 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz