Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

текстильные, полимерные и д р е ­ весные отходы, стеклобой, часть минеральных отходов эле ктроэ­ нергетики, металлургии, химии и промышленности строительных материалов. Такого рода техно ­ логические отходы сравнительно давно используются в промыш­ ленных масштабах как вторичные ресурсы для чёрной и цветной металлургии, целлюлозно-бу­ мажной и текстильной промыш­ ленности, а также в производстве изделий из термопластов. Вместе с тем никаких системных подхо ­ дов такая практика, ожидаемо, не генерирует. Больший объём фракций, извлечённых из о тхо ­ дов, используется в хозяйствен­ ных целях в значительно мень­ ших масштабах, при этом часть из них автоматически подпадает под правовой режим отходов1, что ограничивает их разрешён­ ный экономический оборот либо отказом от использования (захо­ ронение, обезвреживание), либо утилизацией. Проблематика ресурсосбе ­ режения является комплексной, охватывая сферы с высоким ур о в ­ нем государственного воздей­ ствия, включая технико -техноло ­ гическую, ценовую, кредитную, инвестиционную , внешнеэконо­ мическую, экологическую. В этой связи формирование и развитие ресурсосбережения невозможно без участия государства, государ­ ственных инструментов регули­ рования, включая экономическое стимулирование целевой дея­ тельности хозяйствующих субъ­ ектов. Стимулирование субъектов деятельности в сфере промыш­ ленности рационально и эффек­ тивно использовать материаль­ ные, финансовые и природные ресурсы, обеспечивать повы ­ шение уровня развития ре сур ­ 1 Приказ Росприроднадзора от 22 05 2017 № 242 «Об утверждении Фе­ дерального классификационного каталога отходов» (ред от 0211 2018) сосберегающих и экологически безопасных технологий является одной из общих задач промыш­ ленной политики, сформулиро­ ванной в статье 2 Федерального закона «О промышленной поли ­ тике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ. Запрос на расширение о с ­ нований предоставления мер стимулирования субъектов дея­ тельности в сфере промышлен­ ности при осуществлении меро­ приятий по достижению целевых значений показателей ресурсос­ бережения и ресурсной эффек­ тивности отдельных отраслей промышленности, наряду с э к о ­ номическими основаниями, об у ­ словлен содержанием руководя­ щих государственных поручений. В частности,согласно переч­ ню поручений Президента Рос­ сийской Федерации от 15.11.2017 № 2319 в сфере регулирования обращения с отходами Прави­ тельству Российской Федера­ ции поручено внести в Государ­ ственную Думу Федерального Собрания Российской Федера­ ции проект федерального закона, предусматривающего ре гулиро ­ вание обращения вторичных ма­ териальных ресурсов, проработав вопрос о стимулировании с п р о ­ са на продукцию из них, а также определить понятийный аппарат в отношении экотехнопарков в сфере обращения с отходами, предусмотреть типовые требова­ ния к ним, обеспечивающие рас­ ширение спектра производства продукции из вторичных матери­ альных ресурсов, при принятии решений о предоставлении им мер государственной поддержки. Тем не менее политика по ресурсосбережению и ресурс­ ной эффективности в полной мере не сформирована, в настоя­ щем отсутствуют экономические рычаги развития отношений по вовлечению вторичных ресурсов производства в оборот через п о ­ зитивное и негативное стимули­ рование предприятий, причём как в составе института ресурсосбе­ режения и ресурсной эффектив­ ности, так и в составе института наилучших доступных техноло ­ гий, как действующего механиз­ ма реализации государственной промышленной политики. Межотраслевые меры под ­ держки промышленности, адми­ нистрируемые Минпромторгом России, не находятся в ка кой -ли ­ бо связи с показателями р е ­ сурсосбережения и ресурсной эффективности, хотя бы по той причине, что эти показатели, и тем более их целевые значения, в соответствующих норматив­ ных правовых актах не пред- усмотрены2. 2 Постановление Правительства Рос­ сийской Федерации от 03.01.2014 № 3 «Об утверждении Правил предоставле­ ния субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмеще­ ние части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014 — 2019 годах в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической дея­ тельности (Внешэкономбанк)», а также в международных финансовых организаци­ ях, созданных в соответствии с междуна­ родными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям граж­ данской промышленности и (или) выплату купонного дохода по облигациям, выпу­ щенным в 2014 — 2019 годах в рамках ре­ ализации комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности», поста­ новление Правительства Российской Ф е­ дерации от 3012 2013 № 1312 «Об утверж­ дении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским о р ­ ганизациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по при­ оритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных ин­ вестиционных проектов», постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 634 «О предоставлении суб­ сидий из федерального бюджета россий­ ским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям». | Экономика, ресурсы, финансы | Манкулова Ж.А. | 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz