Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.
б) Чрезвычайный характер структуры этих суперорганиза ций, что обеспечивалось широки ми объёмами предоставлявшихся им правительством льгот и спец ификой управления территорией их действия. в) Использование принуди тельного труда заключённых как средства достижения поставлен ных целей, ибо в условиях сжатых временных сроков и напряжен ных плановых заданий, а также в ситуации острой нехватки тех ники (горнодобывающей, с т р о ительной, транспортной и т.д.) и средств труд заключённых ста новился единственным способом получения всего необходимого в условиях отдалённых и э к о н о мически неразвитых территорий страны. г) Секретный характер д е й ствий эти х организаций, что было вызвано принудительным характером освоения м ес то рождений стратегического м и нерального сырья и б и о л о ги ч е с ких ресурсов. При этом обобщающие зада чи этих механизмов можно раз делить, по нашему мнению, на две важнейшие части. Экономические: а) промышленное строитель ство на определенной терри то рии (собственно освоение); б) унификация и полная кон тролируемость экономической жизни отдалённых прежде ре ги онов. Политические, заключавшие ся в распространении на о тно си тельно неконтролируемые в силу своей отдалённости территории политической системы и прак тики, характерной для централь ных районов страны. Достижение этих двух видов целей позволяло решить и проблемы геополитиче ского характера — окончательно закрепить северные регионы в составе государства, сделать бес спорным обладание ими. Реализация чрезвычайной и военизированной модели раз вития Севера привела к крайне негативным последствиям. К ним можн о от нест и отсутст вие ко м- плексного развития территорий и складывание моноотраслевого перекоса в их экономике, что сде лало производственные комплек сы крайне уязвимыми; низкое ка чество созданной социальной среды и специфические методы привлечения рабочей силы, не способствующие её закреплению на Севере и т. д. Более того, такая модель с неизбежностью требо вала значительных финансовых государственных вливаний, что делало её крайне обременитель ной. Всё отмеченное фактически стало основанием двух сложней ших кризисов экономической жизни российского Севера, со провождавшихся массовым «исхо дом» населения — в 1950-х гг. и в 1990-х гг. Поэтому, вернёмся вновь к высказанной выше мысли о том, что сегодня нам крайне важно чётко сформулировать цели с о временной российской север ной (арктической) политики, с о ставить адекватные «дорожные карты». Выбор в данном случае будет находиться в спектре меж ду советской моделью (создание производств и условий для п о явления постоянного населения, несмотря на затратность модели) и канадской моделью (утилиза ция ресурсов «вахтовым» с п о собом при условии жизни пода вляющей части населения страны в тёплых регионах). Но наличие этого спектра не отменяет необ ходимости внятной артикуляции целей и задач государственной северной политики, чего сегодня явно не хватает ни бизнесу, ни на селению страны. | Государственная политика в Аркти ке | Широков А.И. | 21 Развалины лагеря «Бутугычаг» в Магаданской области / https://trinixy.ru/
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz