Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

Международный экологический стандарт • Международные документы, регулирующие экологическую безопасность в Ар­ ктике: • Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью • Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отхо­ дов и других материалов, • Декларация Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей че­ ловека среды, • Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния • Конвенция по предотвращению загрязнений с судов • Международная Конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству • Рамочная конвенция ООН по изменению климата • Киотский протокол и ряд других. Вместе с тем, единый системный подход для всех без исключения мог бы дать больше возможностей для обеспечения экологической безопасности Арктики, а общие правила позволили бы избежать спекуляций в этой сфере. Разработка экологического стандарта международного действия даст возмож­ ность привести к единым правилам деятельность любого государства, компании в Арктике. • Конвенция ООН по морскому праву мо изживать, притом делать это солидарно, сообща, силами го ­ сударства, общества и бизнеса. Разрушенная среда, экологиче­ ские проблемы — не лучший фон для ведения бизнеса. Современ­ ные корпорации избегают таких вот — «токсичных» — инвестиций. При этом в зоне особого внима­ ния должны находиться э кол о ­ гические нормы и требования. Это вовсе не дань современной «моде», а насущная необходи­ мость. Забота об экологии — это залог устойчивого развития, сб е ­ режения нашей планеты для п о ­ томков. В ближайшем будущем нам следует проработать вопрос о введении мониторинга влияния бизнеса на экологию , флору, фау­ ну, продолжительность человече­ ской жизни в Арктике. Уважение к природе, забота о восстановлении среды и воз­ мещении экологического ущерба, повсеместное внедрение практи­ ки рекультивации должно стать нормой жизни и работы за П о ­ лярным кругом, да и по стране в целом. Тут хотелось бы отметить усилия государства, бизнеса и во ­ лонтёров по «уборке» в Арктике. Уже несколько лет продолжает­ ся очистка от твёрдых бытовых отходов территорий АЗРФ. Н е ­ обходимо распространить этот опыт на всю Арктическую зону, вывести эти мероприятия на ка­ чественно новый уровень. Вопросы международного взаимодействия и правового р е ­ гулирования обеспечения эко- логической безопасности в А р ­ ктике регулируются целым рядом документов: • Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от за­ грязнения моря нефтью (1969 г.), • Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.), • Декларация Стокгольм­ ской конференции ООН по п р о ­ блемам окружающей человека среды (1972 г.), • Конвенция о трансгранич­ ном загрязнении воздуха на боль­ шие расстояния (1979 г.), • Конвенция ООН по мор­ скому праву (1982 г.), • Конвенция по предотвра­ щению загрязнений с судов (1973 г.), • Международная Конвен­ ция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борь­ бе с ним и сотрудничеству (1990 г.), • Рамочная конвенция ООН по изменению климата (1992 г.), • Киотский протокол 1997 года к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года, и ряд других. Уверен, что необходимо раз­ работать экологический стан­ дарт международного действия. Да, возможно, на это потребует­ ся больше средств, но ведь все понимают, что каждая копейка, вложенная в экологию или ком­ пенсирующие мероприятия, в конечном счёте, сто раз окупится в будущем — чистым воздухом, ч и ­ стой водой и, как следствие, здо ­ ровьем людей. Государства, имеющие пря­ мой выход к Арктике, проводят | Государственная политика в Аркти ке | Важенин Ю.И. | 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz