Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.
фе, добыча на континентальной части, производство СПГ и газо- химия. Система преференций пред усматривает, в том числе, воз можность строительства инфра структуры за счёт государства на основании отдельных решений Правительства РФ. Минвостокразвития обещает, что после принятия законода тельства о системе преференций в Арктике полноценно начнут работать Корпорация развития и Агентство по привлечению и н вестиций и поддержке экспорта, чья деятельность, помимо Даль него Востока, распространится на арктические территории. Обе подведомственные Минвосто- кразвития структуры будут п о могать инвесторам в ведении бизнеса и запуске предприятий в Арктической зоне. В Фонде раз вития Дальнего Востока (ФРДВ) на рассмотрении уже находятся инвестиционные проекты в А р ктике общей стоимостью 87 мил лиардов рублей с потенциальным участием фонда в размере 27,5 миллиардов рублей. В 2020 году на финансирование арктических проектов может быть направ лено до 15 млрд рублей. ФРДВ рассчитывает сфокусироваться на проектах среднего размера в транспортной и туристической отраслях. В завершающей перед обще ственными обсуждениями стадии находится работа над проектом закона о доступе компаний к н е распределённому арктическо му шельфу. Планируется создать государственную корпорацию «Росшельф», которая будет пред ставлять интересы государства в этих проектах и распределять участки шельфа частным инвесто рам. Однако, по моему мнению, сводить решение этой задачи к одной лишь перенастройке и н вестиционных условий ре гио на неверно. Мы живём во время, требующее радикально новых подходов. Такие подходы пред полагают проведение широких, комплексных преобразований, направленных на то, чтобы улуч шить весь экономический климат в целом. Именно широкий взгляд на вещи, учитывающий боль шой круг факторов (в том числе, казалось бы, лежащих вне э к о номической и инвестиционной плоскости), способен дать макси мальную отдачу. Какие проблемы в Ар ктич е ской зоне, на мой взгляд, требуют наиболее пристального внима ния? Хотелось бы вкратце о п и сать наиболее важные из них, и дать им общую характеристику. В целом, и системе государ ственного управления, и бизне су, работающему на Севере, не хватает открытости. А ведь п р о зрачность формирует предсказу емость, понятность экономиче ских условий, а значит — создаёт необходимые гарантии инвести ций. Не хватает и общего ощ у щения равенства перед законом, равной ответственности для всех участников бизнес-процессов. Достижение прозрачности и ра венства условий — задача для с и стемы государственной власти всех уровней. Имеет смысл поговорить и о конкретных отраслевых пробле мах Севера. Нефтегазовая добыча явля ется центральным драйвером развития северных территорий. Это та основа, на которой в дан ный момент зиждется освоение Арктики. Несмотря на очевидные успехи, выражающиеся в цифрах, растущих год от года, даже в этой сфере не всё и не всюду обстоит благополучно. Острой проблемой является недоисследованность северных недр. Слишком долгое время о т расль «ехала» на советском на с л е д и и — г е о л о го р а з в е д о ч н ы х данных, сформированных ещё в прошлом веке. Эти данные пополняются неудовлетвори тельными темпами. Государство подчёркивает важность геолого разведки для увеличения ресурс ной базы Севера. Однако вопрос о том, кто именно понесёт о сн о в ное бремя расходов по изучению недр, остаётся открытым. А пока Государство и бизнес в Арктике : цели и задачи Государство Развитие арктических территорий Открытые данные: цифровизация, статистка, аналитика Планы по развитию инфраструктуры Преференции Бизнес Инвестиции 12 I А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 2 0 2 0 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz