Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

фе, добыча на континентальной части, производство СПГ и газо- химия. Система преференций пред­ усматривает, в том числе, воз­ можность строительства инфра­ структуры за счёт государства на основании отдельных решений Правительства РФ. Минвостокразвития обещает, что после принятия законода­ тельства о системе преференций в Арктике полноценно начнут работать Корпорация развития и Агентство по привлечению и н ­ вестиций и поддержке экспорта, чья деятельность, помимо Даль­ него Востока, распространится на арктические территории. Обе подведомственные Минвосто- кразвития структуры будут п о ­ могать инвесторам в ведении бизнеса и запуске предприятий в Арктической зоне. В Фонде раз­ вития Дальнего Востока (ФРДВ) на рассмотрении уже находятся инвестиционные проекты в А р ­ ктике общей стоимостью 87 мил­ лиардов рублей с потенциальным участием фонда в размере 27,5 миллиардов рублей. В 2020 году на финансирование арктических проектов может быть направ­ лено до 15 млрд рублей. ФРДВ рассчитывает сфокусироваться на проектах среднего размера в транспортной и туристической отраслях. В завершающей перед обще­ ственными обсуждениями стадии находится работа над проектом закона о доступе компаний к н е ­ распределённому арктическо­ му шельфу. Планируется создать государственную корпорацию «Росшельф», которая будет пред­ ставлять интересы государства в этих проектах и распределять участки шельфа частным инвесто­ рам. Однако, по моему мнению, сводить решение этой задачи к одной лишь перенастройке и н ­ вестиционных условий ре гио ­ на неверно. Мы живём во время, требующее радикально новых подходов. Такие подходы пред­ полагают проведение широких, комплексных преобразований, направленных на то, чтобы улуч­ шить весь экономический климат в целом. Именно широкий взгляд на вещи, учитывающий боль­ шой круг факторов (в том числе, казалось бы, лежащих вне э к о ­ номической и инвестиционной плоскости), способен дать макси­ мальную отдачу. Какие проблемы в Ар ктич е ­ ской зоне, на мой взгляд, требуют наиболее пристального внима­ ния? Хотелось бы вкратце о п и ­ сать наиболее важные из них, и дать им общую характеристику. В целом, и системе государ­ ственного управления, и бизне ­ су, работающему на Севере, не хватает открытости. А ведь п р о ­ зрачность формирует предсказу­ емость, понятность экономиче­ ских условий, а значит — создаёт необходимые гарантии инвести­ ций. Не хватает и общего ощ у­ щения равенства перед законом, равной ответственности для всех участников бизнес-процессов. Достижение прозрачности и ра­ венства условий — задача для с и ­ стемы государственной власти всех уровней. Имеет смысл поговорить и о конкретных отраслевых пробле ­ мах Севера. Нефтегазовая добыча явля­ ется центральным драйвером развития северных территорий. Это та основа, на которой в дан ­ ный момент зиждется освоение Арктики. Несмотря на очевидные успехи, выражающиеся в цифрах, растущих год от года, даже в этой сфере не всё и не всюду обстоит благополучно. Острой проблемой является недоисследованность северных недр. Слишком долгое время о т ­ расль «ехала» на советском на­ с л е д и и — г е о л о го р а з в е д о ч н ы х данных, сформированных ещё в прошлом веке. Эти данные пополняются неудовлетвори­ тельными темпами. Государство подчёркивает важность геолого­ разведки для увеличения ресурс­ ной базы Севера. Однако вопрос о том, кто именно понесёт о сн о в ­ ное бремя расходов по изучению недр, остаётся открытым. А пока Государство и бизнес в Арктике : цели и задачи Государство Развитие арктических территорий Открытые данные: цифровизация, статистка, аналитика Планы по развитию инфраструктуры Преференции Бизнес Инвестиции 12 I А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 1 | 2 0 2 0 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz