Саамские погосты Западного Мурмана / [авт.-сост. М. А. Сорокина ; ред. С. А. Алексина, О. С. Петрова ; Муницип. бюджет. культур.-просвет. учреждение «Печенг. межпоселенч. библ. об-ние»]. – [Мурманск : б. и., 2018]. – 20 с. : ил.

После 1914 года, когда русских священников в Нейдене не стало, православный колорит этого мес­ та постепенно стал исчезать. Последнее погребение было совершено в 1910 году, а последнее крещение - в 1912 году. Такой ситуация оставалась на протя­ жении 50 лет. 5 сентября 1965 года отмечался 400-летний юби­ лей часовни в Нейдене. С этого времени в Нейдене ежегодно в последнее воскресенье августа прово­ дятся православные богослужения. Патронат осу­ ществляет Финская православная церковь во главе с митрополитом Хельсинским и епископом Оулу. Церковный хор приезжает обычно из Иломанси, из Рованиеми или Вадсё. Возрождение Нейдена, как места богослужений и паломничества, имело большое значение для куль­ турной и религиозной идентичности скольте-саамов. После утраты Печенгского монастыря как объеди­ няющего центра только богослужения в часовне Св. Георгия в Нейдене объединяют их в религиозную общность. Эта маленькая часовня и связанные с нею традиции стали тем символом, который повлиял на рост культурного и религиозного самосознания сре­ ди скольте-саамов в последующие годы. Для паломников, которые приезжают в Нейден, эта скромная маленькая деревянная часовня сохра­ няет связь с духовной традицией и является дверью во всю русскую православную культуру. Музей восточных саамов в Нейдене 25 сентября 2011 года в Нейдене прошла цере­ мония захоронения изъятых в начале XX века остан­ ков 94 колттов. В 1915 году, несмотря на протесты местного населения, представители Университета Осло купили для антропологических исследований скелеты саамов из захоронений, имевшихся рядом с посёлком на берегу реки Нейден (Няатямёйоки). Проректор университета Рагнхильда Хеннум при­ несла извинения за допущенные в отношении кол­ ттов нарушения прав человека. Свои извинения колттам также принесла министр государственного управления, реформ и по делам церкви Норвегии Ригмур Осруд. Церемония захоронения была про­ ведена по православному обряду архиепископом Команским Гавриилом; останки были погребены в месте первоначального захоронения в присутствии нескольких сот человек как из Норвегии, так и из Финляндии и России. В июне 2017 году в Нейдене был открыт Музей восточных саамов. ПАЗРЕЦКИЙ СААМСКИЙ ПОГОСТ Восточные саамы (саамы-скольты, лопари) были коренным населением долины реки Паз и озёр в её окрестностях. Поселки пазрецких лопарей были тес­ но связаны с бассейном озера Инари. Эти поселения были малочисленны, жители вели кочевой образ жизни и, в зависимости от сезона, мигрировали из одного места в другое: весной и летом переселялись на морское побережье для лов­ ли рыбы, осенью - на озера в верховьях реки Паз. Оленеводство не имело большого приоритета в их хозяйстве. Из экономической ведомости Пазрецкого погоста 1785 г.: «Ныне состоит их 30 душ мужеска и 34 души женска пола. Живут летом при морской губе, а зимою близ реки Пазреки в неболших лесах, где имеют и построенные небольшия избы. На море промышляют в удобных судах тройниках рыбу трес­ ку, палтосину, пикшуй, сайду и неболшее число сем­ ги, в реках ловят неболшие сишки, щуки и окуни, а в 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz