Саамские погосты Западного Мурмана / [авт.-сост. М. А. Сорокина ; ред. С. А. Алексина, О. С. Петрова ; Муницип. бюджет. культур.-просвет. учреждение «Печенг. межпоселенч. библ. об-ние»]. – [Мурманск : б. и., 2018]. – 20 с. : ил.

огромными оленьими стадами от 6 до 10 тыс. голов. Впоследствии оленеводство стало затруднено в свя­ зи с колонизацией. Первыми здесь поселились финны, затем карелы, русские и норвежцы. Колонизация стала причиной кризиса экономики восточных саамов Печенги. Все это привело к тому, что печенгские саамы были вы­ нуждены оставить свой традиционный жизненный уклад и приспосабливаться к новым условиям жизни. Московакюля. Конец XIX в. Первая мировая война и последовавшие за ней события, в том числе, и Тартусский (Дерптский) мирный договор, привели к тому, что многие из ста­ рых связей были разрушены, отношения с Россией прерваны. Печенгские саамы стали жителями Фин­ ляндии. С переходом в состав Финляндии и после­ дующей утратой пастбищ на полуострове Рыбачий погост начал приходить в запустение. В годы Зимней и Второй мировой войн террито­ рия Печенги стала ареной военных действий. Саам­ ское население Печенги дважды эвакуировалось, в последний раз осенью 1944 года (1939-1940 гг. - 316 жителей). В настоящее время саамы Печенги проживают в Финляндии в окрестностях Неллим и Севеттиярви. МОТОВСКИЙ СААМСКИЙ ПОГОСТ МОТОВСКИЙ СААМСКИЙ ПОГОСТ- летнее посе­ ление мотовских саамов, расположенное на Титов- ских островах. Зимняя деревня мотовских саамов расположена близ устья реки Лебяжьей в месте впа­ дения ее в р. Западная Лица. Название происходит от топонима, обозначающего полуостров - скольт. МуэтЬкк, рус. Мотка (перешеек), датск. Bommeni. Родным языком мотовских лопарей является скольт- диалект саамского языка. Мотовский погост впервые упоминается в гра­ моте 1517 года, в 1556 г. он был передан в юрис­ дикцию Печенгского монастыря. В Грамоте об этой передаче указано: «лопари...в Мотовской ... губе». В 1608- 1611гг. упоминается в Писцовой книге Коль­ ского острога: «...Погост Мотоцкой да Китовской, (летний и зим­ ний) стоит на реке на Лице Малой, а в нем живут Печенскаго монастыря старцов крещеные лопари в вежах... 6 веж, а лопарей вних 23 человека, а про­ мышляют в лете на море, в становище в Куванцах, удят рыбу троску и палтус, а в осень по лешим (лес­ ным) местам, по речкам и озерам ловят белую рыбу да на лесу зверь бьют и птицу ловят по монастырской вотчине, тем ся и кормят. А угодей за ними никаких нет. А дань и оброк емлют с тех лопарей и с угодей по государевой жаловальной грамоте Печенскаго монастыря старцы... ...Да в той же Мотоцкой губе выметывает киты и с моря, а емлют те киты Печенские же старцы... А всего за Печенские старцы угодья в Мотоцкой губе 6 рек болших и мал да ручеек да 14 тонь живущих и пустых, а ловят Печенские старцы в тех реках и на тонях красную рыбу семгу заборами и неводами и таврами...» Поселение с таким названием изобража­ ется на ряде карт XVII—XVIII вв. В 1716 г. в Мо­ товском погосте было 4 вежи с 34 мужчинами. По ревизии 1782 года там же было 8 дворов с 20 мужчинами и 16 женщинами, причем 8 муж­ чин и 3 женщины знали русский язык. Они имели 118 оленей и, промышляя на море, продавали сырой трески, палтуса и пикшуя 2000 пудов и сухой трески и сайды - 300 пудов. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz