Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

говоровъ, изъ которыхъ каждый употребляется камъ, пршпедшимъ изъ Индіи, цивилизація. только однимъ племенемъ, совершенно ясно неваровъ развивалась мало-по-малу; но они отличающимся отъ другихъ племенъ. Реме- не забывали своего роднаго языка и ограни- сленниковъ между этими восточными непаль- чивались введеніемъ въ него «арійскихъ» тер­ цами очень мало: ремесленный корпораціи миновъ, соотвѣтствовавшихъ новымъ для нихъ- представлены группами илотовъ, которые на- понятіямъ и предметамъ. Подобно тому, и ре- ружнымъ видомъ нисколько не отличаются отъ лигія, преподанная имъ этими выходцами, ви- своихъ господъ. но къ которымъ послѣдніе от- доизмѣнилась мало-по-малу. Около двухъ тре- носятся съ глубокимъ презрѣніемъ: гончары, тей неваровъ еще буддисты, по крайней мѣрѣ корзинщики, плотники, каменщики, кузнецы, по имени; но въ то время, какъ сосѣднія пле- ювелиры, портные, стиралыцики бѣлья, ци- ыена, на сѣверѣ и на востокѣ, имѣюшь ламъ,. рулышки, музыканты— всѣ эти ремесленники, какъ тибетцы, и придерживаются шаманства,, необходимые общнвѣ, живутъ, тѣмъ не менѣе, у непальцевъ въ собственномъ смыслѣ нѣтъ внѣ ея, что, повидимому, указываешь на перво- никакихъ монастырей, и ихъ обрядности ири- начальное различіе расы. Рабство въ собствен- ближаются къ обрядностямъ индусскихъ куль- номъ смыслѣ то5ке существуетъ въ Непалѣ: товъ; въ ихъ храмы вошли браманскіе боги и отецъ можетъ продать своихъ дѣтей въ неволю символы. Древніе монастыри существуютъ, но- и такимъ образомъ лишить ихъ національности они давно уже обращены на пользу ремеслен- и сословныхъ правъ и преимуществъ. ныхъ корпорацій. Невары-буддисты приняли Между непальскими племенами тибетскаго даже кастовый порядокъ; ихъ жрецы, званіе происхожденія самое цивилизованное — не- которыхъ сдѣлалось наслѣдственнымъ, при­ вары, живущіе въ равнинѣ Катманду, на бере- надлежатъ къ сословію банровъ, соотвѣтствую- гахъ Багмати, между бассейнами рѣкъТрисуль- щему кастѣ брамановъ; у нихъ есть также ганга и Коси. Ихъ языкъ, невари, есть един- касты купцовъ и ремесленниковъ; но, исповѣ- ственный въ Непалѣ тибетскій діалектъ, имѣю- дуя религію существенно миролюбивую, они щій собственную письменность и литературу, не имѣютъ касты кшатріевъ, или воиновъ. в'і. которой, впрочемъ, замѣтно очень сильное Когда возникаешь между буддистами какой- вліяніе санскритскихъ образцовъ. Это племя либо споръ, относящійсякъкастамъ, они обра- гораздо лучше, чѣмъ хасы и гурки, предста- щаются за разрѣшеніемъ къ раджъ-гуру, вели- вляетъ національный элементъ между двумя кому жрецу брамановъ, какъ къ своему духов- противоположными силами, дѣйствующими ному главѣ; они не состоятъ ни въ какой зави- одновременно на страну. Съ одной стороны, симости отъ тибетскаго далай-ламы. Буддизмъ нндійскіе нравы и политика, съ другой— тибет- вымираешь въ Непалѣ, и «лѣтъ черезъ сто,— скіе равно стремятся овладѣть Непаломъ. На говоритъ Ольдфильдъ,— онъ, вѣроятно, исчез- югѣ и на западѣ индусы взяли верхъ; на сѣ- нетъ изъ долины Катманду, какъ исчезъ изъ верѣ же и навостокѣ Китайская имперія полу- Индустана». Архитектура двухъ тысячъ хра- чила перевѣсъ надъ Индіей, и гималайскіяпле- мовъ или святилищъ, воздвигнутыхъ въ этой мена Непала соединяются съ племенами Бодъ- долинѣ, свидѣтельствуещь о борьбѣ между влія- юла нечувствительными переходами. Но нева- ніями сѣвера и юга, и смѣшеніе двухъ стилей ры, занимающіе центральную часть страны и совершилось тамъ съ нѣкоторою оригиналь­ на территоріи которыхъ находится столица го- ностью: первоначальныя украшенія, изваянныя сударства, сохранили нѣкоторую оригиналь- или вырѣзанныя индусскими художниками^ в ость, не позволяющую смѣшивать ихъ ни съ очень напоминаютъ орнаменты, которые мы индусами, ни съ тибетцами. Говорятъ, у нихъ видимъ въ пагодахъ на берегахъ Ганга, на сохранились даже кое-какіе остатки древняго употребленіе дерева въ постройкѣ, выступъ матріархата; по словамъ Кидышатрика1), не- верхнихъ ярусовъ, надставка крышъ— все это варскія женщины имѣютъ прави брать себѣ несомвѣнныя черты китайской архитектуры, сколько угодно мужей и прогонять ихъ подъ Если есть въ Непалѣ племена, сдѣлавшія самымъ ничтожнымъ предлогомъ. Начиная со успѣхи въ цивилизаціи, то есть и другія, ко- втораго столѣтія христіанскоё эры, многіе торыя, бывъ оттѣснены въ лѣса и въ возвы- ревностные буддисты, спасаясь отъ преслѣдо- шенныя долины иноземными нашествіями, ванія брамановъ, приходили искать убѣжища снова впали въ дикое состояніе. По словамъ у неваровъ и, взамѣнъ оказаннаго имъ госте- Гогдсона, чепанги и кусунда, живущіе въ го- нріимства, приносили этимъ послѣднимъ свои ристыхъ и лѣсистыхъ мѣстностяхъ на западъ книги и вообще знаніе искусствъ и наукъ Пн- отъ Катманду, принадлежать къ числу этихъ дустана; нѣкоторыя драгоцѣнныя сочиненія племенъ, нѣкогда стоявшихъ на извѣстной той эпохи, которыя были извѣстны только по степени образованности, но низведенныхъ за- имени, отысканы Гогдсономъ въ книгохрани- воеваніемъ опять въ состояніе варварства. По лищахъ Непала. Благодаря этимъ наставни- крайней мѣрѣ они сохранили свою независи- ---------------- --------------------------------------------------- мость; они не обработываютъ землю въ пользу Ч „Ап occount of the Kingdom of Nepaul“. господина, не служатъ въ войскахъ, не нлатятъ 1G7 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 168-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz