Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
1 6 5 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГИМАЛАЙ. 1 6 6 тѳли овладѣли страной,— около одиннадцатаго столѣтія, гОворятъ нреданія,— а но ихъ слѣдамъ пришли переселенцы съ юга, преимуществен но браманы, бѣжавшіе отъ мусульманскаго фа натизма и постепенно видоизмѣнявшіе перво начальное населеніе; они не дали покорить себя магометанамъ, такъ что непальцы — един ственные жители Индіи, государство которыхъ не было основано поборниками ислама. Оби татели Западнаго Непала носятъ ивдусскія имена и говорятъ нарѣчіями, происходящими отъ общаго санскритскаго корня; въ то же время они причисляютъ себя къ двумъ высшимъ кастамъ— браманамъ и кшатріямъ. Въ дѣйстви- •тельности, раса въ этой странѣ очень смешан ная, и у многихъ изъ непальскихъ раджпутовъ черты лица чисто тибетскія; вѣрнѣе было бы помѣстить ихъ между ботіями, въ касту по- ■бѣжденныхъ, чѣмъ признать въ нихъ предста вителей побѣдившей расы; но они тѣмъупорнѣе претевдуютъ на чистокровность своей расы, что, въ противномъ случаѣ, несмѣшанныя ин- дусскія касты могли бы сторониться отъ нихъ, какъ отъ недостойныхъ. Тогда какъ въ соб ственной Индіи дѣти принимаютъ касту мате ри, въ Непалѣ они принадлежатъ къ сословію ■отца; этимъ и объясняется существованіе та кого многочисленнаго населенія брамановъ и тшіатріевъ въ долинахъ Карнали и семи рѣкъ Гандакъ *). Языкъ, которымъ говоритъ огромное боль шинство парбаттіевъ, или «горцевъ», жителей Западнаго Непала, называется, по имени ихъ, парбаттіа; его называютъ также хасъ, по имени воинственнаго племени, которое его употре бляете. Даже на востокѣ отърѣки Калидорѣки Трисули (Трйсуль-ганга), онъ такъ же распро- •страненъ, какъ діалекты тибетскаго происхо- жденія; сдѣлавшись идіомомъ властителей стра ны, онъ, благодаря господствующей ролигово- рящихъ имъ, пріобрѣлъ исключительное влія- ніе. Это, впрочемъ, языкъ ясный, сильный, краткій, вполнѣ приличествующій воинствен ному народу, но имѣющій очень бѣдную лите ратуру. Совершенно «арійскій» по граммати ческому строю, парбаттіа заключает!, въ себѣ еще пятую часть словъ, принадлежаіцихъ на- рѣчіямъ аборигеновъ; въ отношеніи языка, какъ и въ отношеніи расы, тибетскіе элемента индіанизирОвались 2). Хасы, — которыхъ чаще называютъ гур ками, или гуркасами, но совершенно ошибочно, ибо имя это примѣняется къ жителямъ вся кой расы, которые населяютъ округъ, лежа- щій вокругъ города Гурка 3) —не допускаютъ никакихъ сомнѣній относительно ихъ индус- ■скаго происхожденія и принадлежности къ *) Hermann v. Schlagintweit, цитированное сочивеніе. г) Brian Н. Hogdson, „Essays on the languages, lite rature and religion of Nepal and Tibet“. • 3) Oldfield, „Sketches from Nipal“. кастѣ кшатріевъ; но есть другія военный пле мена, которыя, называя себя индусами, го раздо лучше сохранили свои преданія и нравы:, это—магары, или магіары, и гурунгн, живущіе на сѣверѣ отъ Гурки, въ различ- ныхь долинахъ, орошаемыхъ притоками рѣки Трисуль-ганга. Со своими господами они го ворятъ нарѣчіемъ хасъ, но между собою всегда употребляютъ собственный языкъ ти бетскаго корня; точно также, если они и со- блюдаютъ нѣкоторыя браманскія обрядности, то дѣлаютъ это совсѣмъ не по усердію. Вмѣстѣ съ хасами изъ Гурки, магары, гурунги и лимбу изъ восточвыхъ округовъ составляютъ почти всю вооруженную силу Непала; но этого недо статочно для ихъ военвыхъ инстииктовъ: по добно швейцарцамъ былыхъ временъ, они ухо- дятъ въ чужіе края служить въ качествѣ на- еыниковъ. Эти непальцы, извѣстные подъ об- щимъ именемъ «гуркасовъ», очень многочислен ны въ индо-британской арміи, гдѣ нхъ очень цѣнятъ за ихъ храбрость, выносливость, лов кость и быстроту. Истые воины, они питаютъ глубочайшее презрѣніе къ сборищу мадхезіевъ. т. е. жителей равнины, и съ радостью перебили бы мятежниковъ. Легко пріучаемые къ дисци- плинѣ, они, быть можетъ, были бы не менѣе опасны противъ ихъ собственная отечества, если бы когда-нибудь вспыхнула война между Англо-индійскою имперіею и Непаломъ. Лимбу, киранти, яха, живущіе, въ чйслѣ сколо 250.000 душъ, въ долинахъ Восточнаго Непала, на границахъ Сиккима, представляют?, можетъ быть, коларійскія племена въ Гима лайскихъ горахъ, ибо по наружному виду, нравамъ, обычаямъ, кое-какимъ слѣдамъ релп- гіозныхъ вѣрованій и нѣкоторымъ особенно стями языка они близко подходятъ къ племени коль, живущему въ Чота-Нагпурѣ и Ориссѣ ')• Другія племена центральной и восточной по лосы государства сохранили еще чисто тибет- скій тигіъ по чертамъ лица, вравамъ, нарѣчіямъ, религіи. Почти всѣ жители этой части страны имѣютъ гораздо болѣе бѣлый цвѣтъ кожи, чѣмъ индусы; голова и лицо у нихъ шире; глаза сближены и немного скошены, носъ сдавлен ный при основаніи, широкій на концѣ, съ боль шими круглыми ноздрями; они малорослы, но сильны и коренасты. Вънихъ нѣтъ той живо сти ума и характера, которою отличается ин- дусъ, но нѣтъ также и его хитрости; вообще нравъ у нихъ кроткій и веселый. Они дѣлятся не на касты, какъ переселенцы съ равнины, а на племена, которыя, будучи сходны между собою нравами и образомъ жизни, пастуше- скимъ или земледѣльческимъ, отличаются одно отъ другаго нарѣчіями, мѣстными обычаями, лреданіями и никогда не смѣшиваются черезъ браки. Гогдсонъ насчитываете въ Непалѣ не менѣе двѣнадцати тибетскихъ діалектовъ или і) Hogdson; Dalton, „Ethnology of Bengal*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz