Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

869 А р а в X я. 870 тической чернью. Такъ же, какъ Мекка, Джедда имѣетъ въ окрестностяхъ нѣсколько мѣстъ свя- щенныхъ по преданію: таковъ, къ востоку отъ города, на дорогѣ изъ Гадда, бугоръ длиной около 60 метровъ, который называютъ моги­ лой Евы, «матери всѣхъ живуіцихъ». По вѣ- рованію пилигримовъ, тѣло прародительницы много превосходило пространство, обозначае­ мое выступомъ почвы: голова Евы покоилась въ Медиаѣ, тогда какъ ноги достигали Африки. Въ честь Евы портъ Мекки и получилъ свое названіе Мединетъ-эль-Джедда или «городъ Праматери» *). Мединетъ-энъ-Неби, то-есть«ГородъПроро- ка», или просто Медина, «Городъ» по преиму­ ществу, уступаетъ въ святости, въ мусульман- скомъ мірѣ, одной только Меккѣ. Она не сооб­ щаете титула хаджи тѣмъ, кто ее посѣщаетъ, и строгіе мусульмане не обязаны совершить туда хожденіе по крайней мѣрѣ разъ въ жиз­ ни, какъ въ Мекку; но «молитва, вознесен­ ная къ престолу Всевышняго въ мединской мечети, стоитъ тысячи молитвъ, сотворенныхъ въ другихъ мѣстахъ»; сотня именъ, которыми замѣнено старое названіе Ятребъ, признавае­ мое зловѣщимъ, свидѣтельствуетъ о высокомъ достоинствѣ Медины между другими городами магометанскаго міра. Такъ же, какъ Мекка, «Городъ Пророка» занимаетъ центръ священ­ ной территоріи, Гудутъ-эль-Гарамъ, простран­ ства около 300 квадр. километровъ, гдѣ «грѣ- хи воспрещены», гдѣ, «не позволяется охотить­ ся, ни убивать другихъ животныхъ, кромѣ невѣрныхъ». Большинство пилигримовъ, по- сѣщающихъ Медину, состоитъ изъмограбиновъ, то-есть изъ западныхъ жителей Африки, при- ходящихъ поклониться не только гробу проро­ ка, но также и могилѣ имама Малекъ-ибнъ-Ане- са, основателя секты малекитовъ, къ которой они иринадлежатъ почти всѣ. Въ Мединѣ вы­ сказывается больше нетерпимости въ отноше- ніи лицъ женскаго пола, чѣмъ въ Меккѣ: до- ступъ въ главную мечеть женщинамъ не вос- прещенъ; но еще недавно онѣ могли прихо­ дить туда только ночыо. Городъ лежитъ на восточной сторонѣ крае- выхъ горъ, отдѣляющихъ область Техамы отъ центральна™ плоскогорья; въ неболыпомъ раз- стояніи къ сѣверу останавливаются потоки пористой лавы, вышедшей изъ кратера Охода, знаменитой горы, которая должна быть когда- нибудь перенесена въ рай, какъ театръ побѣды, одержанной Магометомъ надъ его врагами; на востокѣ и на западѣ тоже возвышаются нѣ- сколько горныхъ вершинъ, между ирочимъ, го­ ра Айра, гдѣ пророкъ едва не погибъ отъ жаж­ ды, и которая за это будетъ ввержена въ адъ. Къ югу тянется на необозримое пространство сѣроватая равнина, гдѣ глинистая почва чере­ дуется съ песками и мѣломъ. Группы пальмъ оживляютъ окрестности Медины вездѣ, гдѣ во­ да колодцевъ достаточна для орошенія земли; однако холода очень чувствительны на этой высотѣ, вѣроятно, близкой къ 1.000 метровъ; какъ гласитъ поговорка, приписываемая само­ му Магомету, «человѣкъ, переносящій терпѣ- ливо холодъ Медины и зной Мекки, заслужи­ ваешь награды въ раю». Собственно городъ* гораздо менѣе обширный, чѣмъ Мекка, имѣетъ форму овала, окруженнаго стѣнами, которыя оканчиваются на сѣверо-западѣ крѣпкимъ зам- комъ; на западѣ и на югѣ шярокій бульваръ отдѣляетъ городъ отъ предмѣстій, болѣе об­ ширныхъ, перемѣшанныхъ съ садами и огра- ничиваемыхъ со стороны окрестныхъ сель- скихъ мѣстностей жалкимъ землянымъ валомъ. Уади, внезапныя наводненія котораго часто опустошали Медину, перерѣзываетъ предмѣ- стья и теряется далеко въ равнинѣ; кромѣ то­ го, подземный каналъ, подобный афган- скимъ карезамъ, приноситъ городу воду, не­ много жесткую, которая, однако, употребляет­ ся мединцами для питья, такъ же, какъ и для орошенія садовъ. Мединской водѣ часто припи- сываютъ происхожденіе подкожной глисты, называемой струнецъ мединскій (filaria raedi- nensis), столь обыкновенной въ нѣкоторыхъ областяхъ Аравіи; но, по словамъ Бертона, она рѣдко встрѣчается у жителей города Проро­ ка '). Этотъ городъ, видомъ своихъ домовъ на- поминающій города Сиріи, не имѣетъ замѣча- тельныхъ зданій, и даже знаменитая мечеть Эль-Харамъ—самое ординарное, ничѣмъ осо- беннымъ не отличающееся строеніе; въ этомъ храмѣ находится гробница пророка Магоме­ та, окруженная рѣшоткой, за которую даже важнѣйшіе сановники рѣдко могутъ пересту­ пать. Но всѣ пилигримы удостовѣряютъ, что извѣстная, обще-распространенная легенда, по которой священный гробъ, будто-бы, виситъ на воздухѣ, ничѣмъ не иоддерлшваемый, ли­ шена основанія. Кромѣ того, въ главной мече­ ти Медины покоятся смертные останки кали- фовъ Абу-Бекра, Омара и нѣкоторыхъ другихъ знаменитѣйшихъ святыхъ ислама; случалось, что пилигримы изъ шіитовъ оскверняли эти гробницы, бросая на нихъ нечистоты, заверну­ тый въ дорогія ткани: эти акты фанатизма обыкновенно сопровождались избіеніемъ всѣхъ проживающихъ въ Мединѣ персіанъ. «Воротами» Медины на Красномъ морѣ слу­ жить городъ Ямбо, лежащій на разстояніи слишкомъ 200 километровъ по прямой ли­ ши къ юго-йападу отъ родины Пророка: его обыкновенно называютъ Янбуа-эль-Бахръ или «Приморскій Ямбо», въ отличіе отъ Янбуа- эль-Нахль или «Ямбо съ пальмовыми рощами», который находится внутри материка въ оазисѣ^ ') Ramidien; —Burton;—Gobineau, etc. 1) „Pilgrimage to El-Medinah and Meccah“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz