Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
869 А р а в X я. 870 тической чернью. Такъ же, какъ Мекка, Джедда имѣетъ въ окрестностяхъ нѣсколько мѣстъ свя- щенныхъ по преданію: таковъ, къ востоку отъ города, на дорогѣ изъ Гадда, бугоръ длиной около 60 метровъ, который называютъ моги лой Евы, «матери всѣхъ живуіцихъ». По вѣ- рованію пилигримовъ, тѣло прародительницы много превосходило пространство, обозначае мое выступомъ почвы: голова Евы покоилась въ Медиаѣ, тогда какъ ноги достигали Африки. Въ честь Евы портъ Мекки и получилъ свое названіе Мединетъ-эль-Джедда или «городъ Праматери» *). Мединетъ-энъ-Неби, то-есть«ГородъПроро- ка», или просто Медина, «Городъ» по преиму ществу, уступаетъ въ святости, въ мусульман- скомъ мірѣ, одной только Меккѣ. Она не сооб щаете титула хаджи тѣмъ, кто ее посѣщаетъ, и строгіе мусульмане не обязаны совершить туда хожденіе по крайней мѣрѣ разъ въ жиз ни, какъ въ Мекку; но «молитва, вознесен ная къ престолу Всевышняго въ мединской мечети, стоитъ тысячи молитвъ, сотворенныхъ въ другихъ мѣстахъ»; сотня именъ, которыми замѣнено старое названіе Ятребъ, признавае мое зловѣщимъ, свидѣтельствуетъ о высокомъ достоинствѣ Медины между другими городами магометанскаго міра. Такъ же, какъ Мекка, «Городъ Пророка» занимаетъ центръ священ ной территоріи, Гудутъ-эль-Гарамъ, простран ства около 300 квадр. километровъ, гдѣ «грѣ- хи воспрещены», гдѣ, «не позволяется охотить ся, ни убивать другихъ животныхъ, кромѣ невѣрныхъ». Большинство пилигримовъ, по- сѣщающихъ Медину, состоитъ изъмограбиновъ, то-есть изъ западныхъ жителей Африки, при- ходящихъ поклониться не только гробу проро ка, но также и могилѣ имама Малекъ-ибнъ-Ане- са, основателя секты малекитовъ, къ которой они иринадлежатъ почти всѣ. Въ Мединѣ вы сказывается больше нетерпимости въ отноше- ніи лицъ женскаго пола, чѣмъ въ Меккѣ: до- ступъ въ главную мечеть женщинамъ не вос- прещенъ; но еще недавно онѣ могли прихо дить туда только ночыо. Городъ лежитъ на восточной сторонѣ крае- выхъ горъ, отдѣляющихъ область Техамы отъ центральна™ плоскогорья; въ неболыпомъ раз- стояніи къ сѣверу останавливаются потоки пористой лавы, вышедшей изъ кратера Охода, знаменитой горы, которая должна быть когда- нибудь перенесена въ рай, какъ театръ побѣды, одержанной Магометомъ надъ его врагами; на востокѣ и на западѣ тоже возвышаются нѣ- сколько горныхъ вершинъ, между ирочимъ, го ра Айра, гдѣ пророкъ едва не погибъ отъ жаж ды, и которая за это будетъ ввержена въ адъ. Къ югу тянется на необозримое пространство сѣроватая равнина, гдѣ глинистая почва чере дуется съ песками и мѣломъ. Группы пальмъ оживляютъ окрестности Медины вездѣ, гдѣ во да колодцевъ достаточна для орошенія земли; однако холода очень чувствительны на этой высотѣ, вѣроятно, близкой къ 1.000 метровъ; какъ гласитъ поговорка, приписываемая само му Магомету, «человѣкъ, переносящій терпѣ- ливо холодъ Медины и зной Мекки, заслужи ваешь награды въ раю». Собственно городъ* гораздо менѣе обширный, чѣмъ Мекка, имѣетъ форму овала, окруженнаго стѣнами, которыя оканчиваются на сѣверо-западѣ крѣпкимъ зам- комъ; на западѣ и на югѣ шярокій бульваръ отдѣляетъ городъ отъ предмѣстій, болѣе об ширныхъ, перемѣшанныхъ съ садами и огра- ничиваемыхъ со стороны окрестныхъ сель- скихъ мѣстностей жалкимъ землянымъ валомъ. Уади, внезапныя наводненія котораго часто опустошали Медину, перерѣзываетъ предмѣ- стья и теряется далеко въ равнинѣ; кромѣ то го, подземный каналъ, подобный афган- скимъ карезамъ, приноситъ городу воду, не много жесткую, которая, однако, употребляет ся мединцами для питья, такъ же, какъ и для орошенія садовъ. Мединской водѣ часто припи- сываютъ происхожденіе подкожной глисты, называемой струнецъ мединскій (filaria raedi- nensis), столь обыкновенной въ нѣкоторыхъ областяхъ Аравіи; но, по словамъ Бертона, она рѣдко встрѣчается у жителей города Проро ка '). Этотъ городъ, видомъ своихъ домовъ на- поминающій города Сиріи, не имѣетъ замѣча- тельныхъ зданій, и даже знаменитая мечеть Эль-Харамъ—самое ординарное, ничѣмъ осо- беннымъ не отличающееся строеніе; въ этомъ храмѣ находится гробница пророка Магоме та, окруженная рѣшоткой, за которую даже важнѣйшіе сановники рѣдко могутъ пересту пать. Но всѣ пилигримы удостовѣряютъ, что извѣстная, обще-распространенная легенда, по которой священный гробъ, будто-бы, виситъ на воздухѣ, ничѣмъ не иоддерлшваемый, ли шена основанія. Кромѣ того, въ главной мече ти Медины покоятся смертные останки кали- фовъ Абу-Бекра, Омара и нѣкоторыхъ другихъ знаменитѣйшихъ святыхъ ислама; случалось, что пилигримы изъ шіитовъ оскверняли эти гробницы, бросая на нихъ нечистоты, заверну тый въ дорогія ткани: эти акты фанатизма обыкновенно сопровождались избіеніемъ всѣхъ проживающихъ въ Мединѣ персіанъ. «Воротами» Медины на Красномъ морѣ слу жить городъ Ямбо, лежащій на разстояніи слишкомъ 200 километровъ по прямой ли ши къ юго-йападу отъ родины Пророка: его обыкновенно называютъ Янбуа-эль-Бахръ или «Приморскій Ямбо», въ отличіе отъ Янбуа- эль-Нахль или «Ямбо съ пальмовыми рощами», который находится внутри материка въ оазисѣ^ ') Ramidien; —Burton;—Gobineau, etc. 1) „Pilgrimage to El-Medinah and Meccah“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz