Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

8 6 7 ГЛАВА V I.— АРЛВІЯ. рой поднимается дорога, бываешь слишкомъ одно или нѣсколышхъ животныхъ; кровь льет- узка, чтобы вмѣстить эти массы народа, и въ ся потоками на песокъ, и тучи коршуновъ на- тѣснинахъ происходитъ такая давка, что тре- летаютъ на падаль, не дожидаясь, когда по- буется нѣсколько часовъ для того, чтобы весь слѣдніе богомольцы удалятся съ поля кровавой людской потокъ могъ пройти тѣсное мѣсто. сѣчи. Въ 1816 году, во время посѣщенія страны пу- Мекка занимаетъ центръ священной тер- тешественникомъ Бурхартомъ, и въ 1882 году, риторіи, называемой Гудудъ-эль-Гарамъ. Она но отчету международной санитарной коммис- дополняется на востокѣ укрѣпленнымъ горо- сіи, около 70.000 пилигримовъ толпились, вмѣ- домъ Таифъ, расположенными на закраинѣ. стѣ со своими верблюдами и лошадьми, вокругъ центральнаго плоскогорья, въ небольшой доли- святой горы, и равнина была сплошь усѣяна нѣ, наполненной зеленью фруктовыхъ де­ бедуинами, преимущественно жителями Асси- ревьевъ: это перекрестокъ всѣхъ дорогъ, напра- ра, пригнавшими съ собой стада барановъ, что- вляющихся къ внутренности Аравіи. На запа- бы продавать ягнятъ богомольцамъ, какъ дѣ другое передовое мѣсто Мекки—приморскій жертвы для закланія. Но какъ бы ни было ве- городъ Джедда, построенный на побережьѣ лико число вѣрующихъ, пришедшихъ помо- Краснаго моря, на бывшемъ плоскомъ берегу, литься отъ чистаго сердца на горѣ Арафатъ, гдѣ еще видны слѣды пребыванія водъ; оттого, гдѣ, по преданно, общій прародитель Адамъ въ хотя дома хорошо построены, и хотя воздухъ первый разъ научился отъ ангеловъ взывать свободно циркулируешь на улицахъ, Джедда къ имени Божію, всѣ находятъ тамъ мѣсто: имѣетъ нездоровый климатъ; даже морская гора вздувается неограниченно, говоритъ ле- бриза приносятъ ей нечистыя испаренія лужъ, генда, чтобы вмѣстить толпу поклоняющихся оставляемыхъ отливомъ среди коралловыхъ Господу. Нищіе уже расположились тамъ сот- построекъ. Гнѣздо заразы, откуда пилигримы нямя и тысячами, когда являются вѣруюіціе; часто заносили холеру на берега Средиземна- спдя на карнизахъ и выстунахъ скалъ, они го моря, Джедда избрана главной станціей протягиваютъ своп платки для того, чтобы международной санитарнойкоммиссіи, и всѣвы- ироходящіе бросали туда подаянія. «Подумай саживающіеся въ этомъ портѣ пилигримы долж- о твоемъ долгѣ,пилигримъ!» говорятъ они ему, ны содействовать уплатой неболынаго налога, требуя то, что, какъ они убѣждены, принадле- въ размѣрѣ около 2 франковъ, примѣненію житъимъ по праву. Когдацеремонія начинается, мѣръ, принимаемыхъ въ видахъ охраненія об- всѣ тѣснятся на склонахъ такъ, чтобы, если не щественнаго здравія. Джедда— самый богатый слышать, то по крайней мѣрѣ видѣть кади Мек- городъ на берегахъ Краснаго моря: число пи­ ки. говорящаго и жестикулирующаго съ высо- лигримовъ, высадившихся въ ея портѣ, въ фи­ ты своего верблюда; даже караваны хаджей скальномъ 1880 —J 881 году, было 59.659, а представлены на вершинѣ горы махмалами или въ 1 8 8 1—■1882 году 37.785 *). Торговля священными верблюдами каравана, на кото- Джедды, весьма значительная (общая цѣн- рыхъ нагромождены высокіе деревянные бал- ность торговаго движенія, въ среднемъ, про- дахины, обтянутые пышными драпировками, стирается до 120.000.000 франковъ), возра- Какъ только проповѣдникъ воздѣнетъ руки къ стаетъ или уменьшается, смотря по большему небу, чтобы призвать благослоиеяіе Всевышня- или меньшему наплыву богомольцевъ. Город- го на собравшуюся толпу вѣрующихъ, тысячи ское населеніе, состоящее въ значительной ча- голосовъ испускаютъ вмѣстѣ одинъ и тотъ же сти изъ пилигримовъ, оставшихся въ краѣ, крикъ: «лебеикъ Алла хума лебеикъ»!—«Мы представляетъ существенно космополитическій твои слуги, Боже»! Затѣмъ всѣ устремляются характеръ; такрури — имя, которымъ обыкно- внизъ, къ подошвѣ горы. Издали эту несмѣт- венно обозяачаютъ большинство африканцевъ пую толпу людей въ бѣлыхъ рубахахъ, бѣгу- изъ Нубіи —занимаютъ шѣсколько кварталовъ; щихъ съ уступа на уступъ, можно принять за кромѣ того, въДжеддѣ живутъ около 2.000 инду- пѣнящійся водопадъ, низвергающійся съ горы, совъ; далѣе тамъ встрѣтишь даже китайцевъ, На слѣдующій день, послѣ шумной ночи, со- малайцевъ, дайяковъ ■ съ острова Борнео; весь вершается на разсвѣтѣ вторая общая молит- этотъ пришлый людъ привлекается столько же ва, послѣ чего толпа богомольцевъ направляет- ревностью къ вѣрѣ, сколько страстью къ нажи- ся въ обратный путь къ МеккЬ. Во время пе- вѣ; болѣе четверти жителей состоитъ изъ пе­ рехода черезъ одно ущелье есть обычай бро- вольниковъ 2). Живя на счетъ благочестія сать камни въ основанію стѣны скалъ, чѣмъ хаджей, обитатели приморскаго порта Мекки изображается будущее побіеніе камнями діа- отличаются въ болынинствѣ сильнымъ фана- вола. Огромный груды камней скопились въ тизмомъ; въ 1858 году европейскія державы этомъ мѣстѣ, гдѣ, безъ сомнѣнія, уже тысячи должны были мстить за смерть консу- лѣтъ совершается эта церемонія, прообразую- ловъ Франціи и Англіи, умерщвленныхъ фана- щая истребленіе Эблиса, духа тьмы. Далѣе дѣ- ____________ лаются жертвоприношенія, при чемъ каждый t) ш ы р ныя заяѣтки_ пилигримъ, смотря по состояшю. закалываешь ^ q . Rohlfs, „Voyage en Abyssinie"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz