Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

8 6 5 А Р А В Т Я. 866 и свои грѣхи. Магомета подтвердилъ церемо- нію туафа, но отмѣнилъ обязанность раздѣвать- ся до-нага; тѣмъ не менѣе, и теперь пилигри­ мы, прибывъ на послѣднюю станцію передъ Меккой, считаютъ долгомъ скинуть съ себя свое обычное одѣяніе, чтобы прикрыть наготу одной только рубашкой, ирамъ или морамъ, и въ этомъ-то простомъ нарядѣ они должны пе­ реносить ночной холодъ и дневной зной, до тѣхъ поръ, пока не будутъ исполнены всѣ це- ремоніи посѣщенія святыни ‘). Число пилигримовъ значительно разнится отъ одного года до другаго, смотря по полити­ ческому состоянію полуострова и окружающихъ его государствъ. Въ первыя времена магоме- танскаго религіознаго пыла, когда обязанность совершать хожденіе въ Мекку, по крайней мѣ- рѣ разъ въ жизни, считалась священной, и ког­ да свидѣтельства о посѣіценіи святаго мѣста не покупались цѣной денегъ, чужеземцы стека­ лись сотнями тысячъ въ духовный центръ му­ сульманства. Калифы велѣли выстроить города, для того, чтобы пилигримы находили удобныя мѣста для остановокъ въ пустынѣ, и милліона- ми раздавали золотыя монеты жителямъ Мек­ ки и Медины. Въ тринадцатомъ столѣтіи, ка- раванъ послѣдняго изъ Абассидовъ состоялъ изъ 120.000 верблюдовъ и изъ цѣлой арміи солдата, служителей и торговцевъ. Подъ ту- рецкимъ владычествомъ государи никогда не подавали примѣра такого усердія къ вѣрѣ: ни одинъ изъ падишаховъ константинопольскихъ несоверншлъ путешествія въ Мекку. Они огра­ ничиваются посылкой подарковъ и отправля- ютъ какого-нибудь придворнаго сановника въ качествѣ представителя своей особы передъ свяіценнымъ чернымъ камиемъ. Во время войнъ между турками и вагабитами хожденіе мусуль­ манъ къ святымъ мѣстамъ почти совершенно пріостановилось; со времени возстановленія мира средній наплывъ богомольцевъ ежегодно превышаетъ сто тысячъ человѣкъ, которые почти всѣ столько же ревнуютъ о своихъ мер- кантильныхъ интересахъ, сколько и о спасе- ніи души; во время ихъ пребыванія святой городъ превращается въ громадный базаръ; торговля завладѣваетъ даже дворомъ и колон­ надами храма. Но введеніе пароходства на Красномъ морѣ и открытіе Суэзскаго канала имѣли слѣдствіемъ радикальное измѣненіе усло- вій путешествия для пилигримовъ и заставили покинуть нѣкоторыя дороги, прежде очень по- сѣщаомыя ихъ караванами. Египетскіе хаджи, направляющіеся черезъ Синайскій полуостровъ, чтобы затѣмъ обогнуть Акабахскій заливъ и слѣдовать вдоль Мадіанскаго побережья и Гед- жаса, немногочисленны; дамасскій караванъ, представлявшій, бывало, цѣлый народъ, стран- *) Burekhardt, „Travels in Arabia;—В. Burton, „Pil­ grimage to Mecca11;—Maltzan, „Wallfahrt nach Mekka“;— Keane, „Six months in Mecca11. ствуюіцій по пустынямъ, не наполняешь болѣе долинъ своими безчислеішыми шатрами и не вычерпываетъ до дна лежащихъ на пути источ­ никовъ и колодцевъ; іеменскій караванъ, иду­ щей вдоль южнаго берега, тоже уменьшился; изъ Маската караванъ больше не ходитъ; толь­ ко поперечная дорога, направляющаяся изъ Месопотаміи къ Меккѣ черезъ Неджедъ, сохра­ нила свою относительную важность, по той при- чинѣ, что плаваніе кругомъ полуострова стои­ ло бы слишкомъ дорого большинству пилигри­ мовъ. Женщины тоже приглашаются совер­ шать хожденіе къ святымъ мѣстамъ, и обычай позволяешь вдовамъ заключать временные бра­ ки съ жителями Мекки на срокъ ихъ пребы- ванія тамъ. Что касается не-мусульманъ, то входъ въ Каабу и даже вообще въ священный городъ имъ безусловно воспрещенъ, и только при исключительныхъ обстоятельствахъ ино- вѣрцамъ удавалось проникать туда, или во вре­ мя войны противъ вагабитовъ, въ свитѣ Ме- гемета-Али и его офицеровъ, или подъ ви- домъ хаджей; такимъ-то способомъ Вадія или Али-бей, Бурхардъ, Мальцанъ, Вертонъ, Кинъ принимали участіе въ церемоніяхъ туафа. Но если европейцы не допускаются въ святилище ислама, то тѣмъ не менѣе вліяніе ихъ проя­ вляется преобладающимъ образомъ въ отно- шеніи сборищъ пилигримовъ: черезъ посред­ ство международной санитарной коммиссіи они имѣютъ надзоръ за скопленіями богомольцевъ, регулируютъ ходъ каравановъ, наблюдаютъ за поддержаніемъ порядка и соблюденіемъ требо- ваній гигіены въ пилигримскихъ станахъ. Бла­ годаря этому вмѣшательству европейцевъ, пи­ лигримовъ теперь не сопровождаютъ всегда, какъ бывало прежде, холера, чума или тифъ. Церемоніи пилигримства не считаются внол- нѣ законченными, и носѣтители чернаго камня не имѣютъ права принять титулъ хаджи, если они не сходятъ также помолиться Аллаху иа склонахъ святой горы Арафатъ, находящейся въ семи или восьми часахъ ходьбы къ сѣверо- востоку отъ Мекки. Это гранитный хребетъ, возвышающійся всего только на 60 метровъ надъ уровнемъ окружающей равнины, но имѣю- щій нѣсколько километровъ въ окружности при основаніи; своей традиціонной святостью въ глазахъ арабовъ онъ обязанъ, можетъ быть, обильному источнику, быощему изъ разсѣлины скалы, и который султанша Зобеида велѣла перехватить, чтобы провести его воду въ Мек­ ку посредствомъ водопровода, частію подзем- наго; но каналъ, худо поправляемый, позво- ляетъ просачиваться водѣ изъ резервуаровъ, устроенныхъ на его протяженіи, и потому го­ родъ получаетъ нынѣ лишь незначительную часть ея. Въ день, когда многочисленная тол­ па пилигримовъ, увеличенная жителями и гарнизономъ Мекки, направляется къ горѣ Арафатъ, долина ручья Уади-Муна, по кото-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz