Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
8 6 5 А Р А В Т Я. 866 и свои грѣхи. Магомета подтвердилъ церемо- нію туафа, но отмѣнилъ обязанность раздѣвать- ся до-нага; тѣмъ не менѣе, и теперь пилигри мы, прибывъ на послѣднюю станцію передъ Меккой, считаютъ долгомъ скинуть съ себя свое обычное одѣяніе, чтобы прикрыть наготу одной только рубашкой, ирамъ или морамъ, и въ этомъ-то простомъ нарядѣ они должны пе реносить ночной холодъ и дневной зной, до тѣхъ поръ, пока не будутъ исполнены всѣ це- ремоніи посѣщенія святыни ‘). Число пилигримовъ значительно разнится отъ одного года до другаго, смотря по полити ческому состоянію полуострова и окружающихъ его государствъ. Въ первыя времена магоме- танскаго религіознаго пыла, когда обязанность совершать хожденіе въ Мекку, по крайней мѣ- рѣ разъ въ жизни, считалась священной, и ког да свидѣтельства о посѣіценіи святаго мѣста не покупались цѣной денегъ, чужеземцы стека лись сотнями тысячъ въ духовный центръ му сульманства. Калифы велѣли выстроить города, для того, чтобы пилигримы находили удобныя мѣста для остановокъ въ пустынѣ, и милліона- ми раздавали золотыя монеты жителямъ Мек ки и Медины. Въ тринадцатомъ столѣтіи, ка- раванъ послѣдняго изъ Абассидовъ состоялъ изъ 120.000 верблюдовъ и изъ цѣлой арміи солдата, служителей и торговцевъ. Подъ ту- рецкимъ владычествомъ государи никогда не подавали примѣра такого усердія къ вѣрѣ: ни одинъ изъ падишаховъ константинопольскихъ несоверншлъ путешествія въ Мекку. Они огра ничиваются посылкой подарковъ и отправля- ютъ какого-нибудь придворнаго сановника въ качествѣ представителя своей особы передъ свяіценнымъ чернымъ камиемъ. Во время войнъ между турками и вагабитами хожденіе мусуль манъ къ святымъ мѣстамъ почти совершенно пріостановилось; со времени возстановленія мира средній наплывъ богомольцевъ ежегодно превышаетъ сто тысячъ человѣкъ, которые почти всѣ столько же ревнуютъ о своихъ мер- кантильныхъ интересахъ, сколько и о спасе- ніи души; во время ихъ пребыванія святой городъ превращается въ громадный базаръ; торговля завладѣваетъ даже дворомъ и колон надами храма. Но введеніе пароходства на Красномъ морѣ и открытіе Суэзскаго канала имѣли слѣдствіемъ радикальное измѣненіе усло- вій путешествия для пилигримовъ и заставили покинуть нѣкоторыя дороги, прежде очень по- сѣщаомыя ихъ караванами. Египетскіе хаджи, направляющіеся черезъ Синайскій полуостровъ, чтобы затѣмъ обогнуть Акабахскій заливъ и слѣдовать вдоль Мадіанскаго побережья и Гед- жаса, немногочисленны; дамасскій караванъ, представлявшій, бывало, цѣлый народъ, стран- *) Burekhardt, „Travels in Arabia;—В. Burton, „Pil grimage to Mecca11;—Maltzan, „Wallfahrt nach Mekka“;— Keane, „Six months in Mecca11. ствуюіцій по пустынямъ, не наполняешь болѣе долинъ своими безчислеішыми шатрами и не вычерпываетъ до дна лежащихъ на пути источ никовъ и колодцевъ; іеменскій караванъ, иду щей вдоль южнаго берега, тоже уменьшился; изъ Маската караванъ больше не ходитъ; толь ко поперечная дорога, направляющаяся изъ Месопотаміи къ Меккѣ черезъ Неджедъ, сохра нила свою относительную важность, по той при- чинѣ, что плаваніе кругомъ полуострова стои ло бы слишкомъ дорого большинству пилигри мовъ. Женщины тоже приглашаются совер шать хожденіе къ святымъ мѣстамъ, и обычай позволяешь вдовамъ заключать временные бра ки съ жителями Мекки на срокъ ихъ пребы- ванія тамъ. Что касается не-мусульманъ, то входъ въ Каабу и даже вообще въ священный городъ имъ безусловно воспрещенъ, и только при исключительныхъ обстоятельствахъ ино- вѣрцамъ удавалось проникать туда, или во вре мя войны противъ вагабитовъ, въ свитѣ Ме- гемета-Али и его офицеровъ, или подъ ви- домъ хаджей; такимъ-то способомъ Вадія или Али-бей, Бурхардъ, Мальцанъ, Вертонъ, Кинъ принимали участіе въ церемоніяхъ туафа. Но если европейцы не допускаются въ святилище ислама, то тѣмъ не менѣе вліяніе ихъ проя вляется преобладающимъ образомъ въ отно- шеніи сборищъ пилигримовъ: черезъ посред ство международной санитарной коммиссіи они имѣютъ надзоръ за скопленіями богомольцевъ, регулируютъ ходъ каравановъ, наблюдаютъ за поддержаніемъ порядка и соблюденіемъ требо- ваній гигіены въ пилигримскихъ станахъ. Бла годаря этому вмѣшательству европейцевъ, пи лигримовъ теперь не сопровождаютъ всегда, какъ бывало прежде, холера, чума или тифъ. Церемоніи пилигримства не считаются внол- нѣ законченными, и носѣтители чернаго камня не имѣютъ права принять титулъ хаджи, если они не сходятъ также помолиться Аллаху иа склонахъ святой горы Арафатъ, находящейся въ семи или восьми часахъ ходьбы къ сѣверо- востоку отъ Мекки. Это гранитный хребетъ, возвышающійся всего только на 60 метровъ надъ уровнемъ окружающей равнины, но имѣю- щій нѣсколько километровъ въ окружности при основаніи; своей традиціонной святостью въ глазахъ арабовъ онъ обязанъ, можетъ быть, обильному источнику, быощему изъ разсѣлины скалы, и который султанша Зобеида велѣла перехватить, чтобы провести его воду въ Мек ку посредствомъ водопровода, частію подзем- наго; но каналъ, худо поправляемый, позво- ляетъ просачиваться водѣ изъ резервуаровъ, устроенныхъ на его протяженіи, и потому го родъ получаетъ нынѣ лишь незначительную часть ея. Въ день, когда многочисленная тол па пилигримовъ, увеличенная жителями и гарнизономъ Мекки, направляется къ горѣ Арафатъ, долина ручья Уади-Муна, по кото-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz