Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

8 6 3 ГЛАВА V I.--А Р А ВШ . 86 4 терыо городовъ», и составлена цѣлая книга изъ падишаха константинопольскаго; это колыханіе титуловъ и названій, даваемыхъ ей вѣрующими; матеріи, говорятъ пилигримы, происходитъ отъ она обязана единственно своему священному движенія крыльевъ ангеловъ, летающихъ во- камню тѣмъ, что сдѣлалась, несмотря ва не- кругъ священнаго Куба, и которые когда-ни- удобства своего географическаго положенія, будь унесутъ его на небо и поставятъ передъ метрополіей Аравіи, сборнымъ мѣстомъ наро- престоломъ Аллаха. Четыре молельни воздвиг- довъ, городомъ прекраснаго языка. Она лежитъ нуты поугламъ четыресторонней башни; это мѣ- между голыхъ холмовъ и песчаныхъ про- сто молитвы четырехъ правовѣрныхъ сектъ ма- странствъ, въ долинѣ или вѣрнѣе на обсохшемъ гометанъ-суннитовъ: шафитовъ, которые живутъ ложѣ уади, имѣющаго очень пологій скатъ съ главнымъ образомъ въ Сиріи и въ Месоиота- сѣвера на югъ, и воды котораго, текущія рѣд- міи, между Тигромъ и Евфратомъ; ганафитовъ, ко, теряются въ пескахъ, не достигая моря; состоящихъ по большей части изъ бухарцевъ, иногда онѣ несутся настоящимъ потопомъ, на- белуджистанцевъ, афганцевъ и турокъ; мале- полияя всю долину, и дома, размытые при китовъ, почти исключительно африканцевъ, и основании, обрушиваются въ широко разлившій- ганбалитовъ, огромное большинство которыхъ ся потокъ; въ 1861 году цѣлая треть города арабскаго происхожденія. Въ одной изъ часо- была повалена наводненіѳмъ; прежде отъ этихъ веиь бьетъ изъ земли обильный источникъ внезашіыхъ разливовъ защищала плотина, по- Земземъ, святая вода, брызнувшая изъ земли строенная выше города. Совокупность кварта- для Агари и Измаила, когда они блуждали, ловъ тянется по направленію уади и продол- томимые жаждой, въ пустынѣ. Эта вода, впро- жается становищами, кучками хижинъ, гдѣ чемъ, немного соленая, считается всеисцѣляю- живутъ, между прочимъ, и корейшиты, обѣд- щимъ средствомъ отъ всѣхъ недуговъ, и въ го- нѣвшіе потомки народца, нѣкогда могуществен- родахъ Востока богатые мусульмане добываютъ наго, къ которому принадлежалъ основатель ее за болыиія деньги: между тѣмъ химикъ Фран- ислама. На горѣ расположена цитадель, господ- клендъ, анализировавшій ее, говоритъ, что онъ ствующая надъ Меккой. Улицы святаго города, «никогда не видывалъ воды до такой степени болѣе широкія, чѣмъ улицы большинства араб- загрязненной органическими веществами» *). скихъ городовъ, чтобы давать проходъ огром- Но прежде она не смѣшивалась, какъ въ наши ной толпѣ пилигримовъ, всѣ сходятся къ цен- дни, съ водами изъ водосточныхъ канавъ. Въ тральной площади, занимаемый четыреугольной сезонъ пилигримства число хаджей, мужчинъ массой святой мечети, Месджидъ-эль-Гарамъ. и женщинъ, которые толпятся передъ Каабой Это зданіе -памятникъ, не отличающійся и священнымъ источником^ доходитъ иногда архитектурной красотой, который къ тому же до шести или восьми тысячъ человѣкъ. Когда часто приходилось починять и даже перестраи- всѣ пилигримы разомъ дѣлаютъ поклонъ, слов- вать вслѣдствіе поврежденій, производимыхъ но наклоняемые силой вѣтра во время бури, наводненіями — представляетъ собраніе низ- ударяя себя въ грудь и читая съ бѣшеной кихъ построекъ съ куполами и минаретами, яростью молитвы,— эта пестрая многотысячная образующими колоннаду со стороны обширна- толпа, гдѣ встрѣчаются люди, пришедшіе со го внутренняго двора. Ученики группируются всѣхъ сторонъ мусульманскаго міра,— съ остро- подъ аркадами вокругъ своихъ наставниковъ; вовъ Индіи, изъ Китая, изъ сибирскихъ степей, проповѣдники говорятъ тамъ проповѣди, и во съ береговъ Нила и Нигера,—представляетъ время праздниковъ пилигримства многочислен- единственное въ своемъ родѣ зрѣлище; для вая толпа богомольцевъ движется въ оградѣ правовѣрнаго нѣтъ впечатлѣнія болѣе сильнаго, перекрещивающимися потоками. Въ центрѣ и случалось, иные впадали въ такой религіоз- двора высится Кааба или «Кубъ», четыреуголь- ный экстазъ, что призывали смерть для того, ная масса, вышиной метровъ въ двѣнадцать, чтобы райское блаженство продолжало боже- загіертая серебряной дверью, которая отпи- ственную радость, наполняющую все ихъ су- рается три раза въ годъ для пилигримовъ. Въ щество; другіе выкалывали себѣ глаза, чтобы наружной стѣнѣ, близъ двери, вдѣланъ знаме- взоръ ихъ не былъ оскверняемъ другимъ ви- нитый черный камень, аэролитъ, отколовшіеся домъ, кромѣ вида святаго мѣста. Ври входѣ куски котораго придерживаются серебрянымъ пилигримовъ въ ограду мечети Месджидъ-эль- обручемъ. Это священный камень, врученный Гарамъ, одна изъ ихъ первыхъ церемоній со- ангеломъ Божіимъ Измаилу, родоначальнику стоитъ въ томъ, чтобы обѣжать семь разъ арабовъ, и который въ день страшнаго суда вокругъ Каабы, кружась справа налѣвои при- заговоритъ, чтобы свидѣтельствовать въ поль- касаясь каждый разъ къ черному камню: это зу тѣхъ,которые цѣловали его чистыми устами, называется «сдѣлать туафъ». Въ до-исламит- Надъ зданіемъ, поэтически уподобляемымъ скія времена вѣрующіе бѣгали кругомъ Каабы невѣстѣ •), развѣвается длинными складками въ состояніи совершенной наготы: считалось, навѣсъ изъ черной шелковой матеріи, подарокъ что они вмѣстѣ съ одеждой сбрасывали съ себя *) Burckhardt, „Travels in Arabia". M М а і і ё , р у к о п и с н ы й з а м ѣ т к и .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz