Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

изъ одной столицы въ другую !). На западѣ Шугра тоже очень посѣщаемая морская при­ стань. Арабы, жители этого прибрежья, эми- грируютъ въ болыпомъ числѣ въ Индустанъ, гдѣ они нанимаются солдатами въ войска рад­ жей. Англійскій городъ Аденъ, самый многолюд­ ный во всей Аравіи. построенъ на островѣ, соединенномъ узкой песчаной косой съ твер­ дой землей: его великолѣпное положеніе, у по­ дошвы легко обороняемой естественной крѣ- ности изъ скалъ, при двухъ естественныхъ портахъ, глубокихъ и хорошо защищенныхъ отъ вѣтровъ и волненія, было оцѣнено англи­ чанами уже во время съемки ими на карту аравійскаго побережья, и въ 1839 году они пріобрѣли Аденскій полуостровъ запенсію въ нѣсколько сотенъ золотыхъ съ изображеніемъ Маріи-Терезіи, уплачиваемую Лагеджскому султану. Маленькая деревня опять сдѣлалась городомъ, какъ была Адана во времена фини- кійскихъ мореплавателей и затѣмъ до открытія морскаго пути въИндію: теперь Аденъ состоитъ даже изъ двухъ различныхъ городовъ: «Мор­ ской пристани» или Steamer-Point (Пароход­ ный мысъ), расположенной при западномъ иортѣ, гдѣ пристаютъ пароходы, и гдѣ цѣлые флоты свободно могли бы производить свои ѳволюціи, и изъ собственнаго города, который со склоновъ потухшаго вулкана господствуетъ надъ восточнымъ портомъ, защищеннымъ островкомъ Сирахъ, который теперь соединенъ съ твердой землей. Сильныя укрѣшгенія, на­ поминающая твердыни Гибралтара, построены англичанами въ самомъ кратерѣ вулкана Дже- бель-Шамшанъ. Замѣчательнѣйшіе памятники Адена— обширныя цистерны, выкопанныя въ боку горы, какъ средство для восполненія слишкомъ скуднаго запаса воды, доставляемой водопроводомъ съ холмовъ континента; выры­ тые въ горѣ бассейны могутъ вмѣщать слиш­ комъ 40.000 тоннъ воды, но часто бываютъ пусты, такъ что нужно прибѣгать къ дистилли- рованію морской воды для водоснабженія го­ рода. Арабы, прежніе хозяева страны, соста­ вляютъ меньшинство въ Аденѣ: главный эле­ мента населения доставляется индусами, какъ баніахами, такъ и мусульманами, и сомаліями, выходцами съ противуположнаго, африкан­ скаго берега: зимой около десяти тысячъ этихъ африканцевъ живутъ въ англійскомъ городѣ, куда они привозятъ овецъ, сало, коровье масло, строевой лѣсъ, и гдѣ они покупаютъ, взамѣнъ того, мануфактурный издѣлія и табакъ. Торговое движеніе Адена въ 1880 году: Привозъ — 40.000.000 франк.; вывозъ — 15.000.000 франк. Евреи, нисколько персовъ, наконецъ евро­ пейцы, не считая гарнизона, составляютъ 857 а р а J) „Petermaim’s Mittheilungen“ , 1872. остальное населеніе этого города, который въ административномъ отношеніи причисляется, и не безъ основанія, къ Индустану. Въ самомъ дѣлѣ, развѣ онъ не простая пристань на мор­ ской дорогѣ изъ Лондона въ Бомбей? Вмѣстѣ съ зависящей отъ этого британскаго владѣнія территорией арабских ъ царьковъ, Аденъ для англичанъ есть не что иное, какъ одно изъ звеньевъ громадной цѣпи, протянутой ими во­ кругъ земнаго шара. Территорія, присоединен­ ная оффиціально къ колоніи, заключаешь, на сѣверѣ отъ полуострова, небольшой оазисъ НІейхъ-Отманъ. Непосредственно у входа въ Красное море, заіцищаемаго скалистымъ мы­ сомъ Бабъ-эль-Мандебъ, открывается, напро- тивъ Перима, почти кругообразная бухточка Шейхъ-Саидъ, которую предлагали избрать, какъ карантинную станцію для пилигримовъ, направляющихся въ Мекку. Марсельскіе него- ціанты одно время составили-было проекты устроить портъ въ этой бухтѣ. Сана, столица турецкаго вилайета, обннмаю- щаго большую часть Іемена,—значительный городъ, одинъ изъ самыхъ многолюдныхъ въ Аравіи; а между тѣмъ онъ лежитъ на высотѣ 2.130 метровъ надъ уровнемъ моря, следова­ тельно, на высотѣ большей, чѣмъ самый высо- кій городъ Европы. Очень чистый и опрятный, перерѣзанный широкими улицами, усѣянный садами общественными и частными, открытыми всѣмъ и каждому, Сана своимъ прекраснымъ внѣшнимъ видомъ смѣло можетъ поспорить съ богатѣйшими городами Востока, и нѣкоторыя изъ его зданій отличаются очень красивой ар­ хитектурой, напоминающей въ одно и то же время памятники Раджпутаны стилемъ изва- яній и, памятники Флоренціи величавостью контуровъ. Изъ-за переплетающихся вѣтвей деревьевъ выступаютъ огромныя каменныя массы дворцовъ, состоящихъ изъ корпусовъ, пристроенныхъ уступами одинъ къ другому и различающихся высотой, орнамеятаціей, фор­ мой и размерами отверстій, рисункомъ и цвѣ- томъ арабесокъ. Большинство оконъ полукру­ глый, другія продолговатыя или готической формы; одни широко открытия, другія рѣшет- чатыя или съ прорѣзами, расположенными косыми рядами, въ родѣ оконъ голубятней; кордоны, раздѣляющіе этажи и закраины верх- нихъ террасъ, изукрашены переплетающимися вычурными узорами. ІІѢкоторыя изъ пятиде­ сяти мечетей Саны поражаютъ грандіозностью своихъ размѣровъ; одна изъ нихъ слыветъ со­ перницей меккской Каабы по святости, даже у правовѣрныхъ мусульманъ Іемена. Живопис- ння руины встрѣчаются въ различныхъ частяхъ городской ограды; цементъ, который доста­ вляешь известь изъ сосѣднихъ каменоломень, такъ крѣпокъ, что нависшіе фрагменты древ­ нихъ зданій держатся несокрушимо въ теченіе столѣтій. В I Я. 858

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz