Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

843 ГЛАВА У І.---- АРАВ1Я. 844 ную, всякую молитву, вознесенную къ престолу Эль-Деррейе, столица новой имперіи, была Всевышняго черезъ посредниковъ, не исклю- взята Ибрагимомъ-пашей. Храбрый Саудъ, чая и Пророка, и обязывались возобновить «Отецъ усовъ», умеръ за три года до ката- войну противъ всѣхъ невѣрныхъ; они одни, строфы. вѣрные исполнители закона, имѣли право на- Со времени поразкенія вагабптовъ царство- зываться мусульманами; всѣ другіе были не- ихъ вновь организовалось, но оно уже не са- чистые кафиры, мушкирины или политеисты, мое могущественное въ центральной Аравіи;. Религіозная реформа осложнилась соціальной государство Джебель-ПІаммаръ, главный го- революціей. Массы бѣдняковъ арабовъ, бѣг- родъ котораго Гайль, пріобрѣло первенство, лыхъ или оттѣсненныхъ могущественными и нравы въ этой странѣ чужды того фана- племенами въ бозплодныя пустыни, присоеди- тизма,какимъ проникнуты еясосѣди; персіяне- нились къ новой сектѣ, чтобы снова завоевать шіиты пользуются тамъ полной вѣротерпи- себѣ мѣсто на солнцѣ, опять найти разомъ мостью, и туда призываютъ даже евреевъ изъ. земли, стада и гордость расы. Съ половины Іемена, этихъ црезираемыхъ потомковъ нѣ- восемнадцатаго столѣтія почти весь Неджедъ, когда могущественныхъ іудейскихъ колоній, вокругъ главнаго города Эль-Деррейе, былъ которые издавна поселились въ западной Ара- обращенъ мечомъ къ ученіямъ вагабитовъ; за- віи, и вліяніе которыхъ такъ замѣтно отрази- тѣмъ кругъ завоеваній постепенно расширялся лось въ разсказахъ и преднисаніяхъ Корана, за прѳдѣлы центральнаго нагорья. Въ 1783 г., Пропаганда вагабитизма продолжается за пре- въ послѣдніѳ годы жизни Вагаба, сектанты дѣлами Аравіи, особенно въ Индіи, и даже, простерли свою дерзость до того, что, къ узкасу быть мозкетъ, число мусульманъ «реформатовъ» всего мусульманскаго міра, стали нападать на въ настоящее время болѣе значительно,чѣмъ въ караваны хадзкей, направлявшіѳся къ Меккѣ; эпоху побѣдъ Сауда; но теперь двизкеніе имѣетъ въ 1799 году они были настолько могуще- преимущественно религіозный характеръ. и до ствеины, что сами совершили пилигримство къ сихъ поръ предосторозкности, принятая англи- Каабѣ, подъ предводительствомъ Сауда, внука чанами въ видахъ предупрезкденія возстаній, шейха Сауда, товарища Вагаба, и вскорѣпослѣ увѣнчались успѣхомъ: опасность пришла пе­ того, въ 1801 году, вагабитьт, въ числѣ двад- отъ магометанскихъ подданныхъ Великобри- цати тысячъ человѣкъ, разграбили шіитскую таніи. мечеть въ Кербелѣ, гдѣ со временъ Надиръ- Въ самой Аравіи большая часть населенія, шаха накопились несмѣтныя сокровища, обра- называемаго мусульманскпмъ, осталась совер- зовавшіяся изъ приношеній персіянъ. Иако- шенно въ сторонѣ отъ религіозныхъ войнъг нецъ, въ 1803 г. послѣдователи Вагаба овла- возбужденныхъ новымъ исламомъ. Бедуины- дѣли самой Каабой, а въ слѣдующемъ году кочевники не далн себя увлечь въ вагабитское вступили въ Медину; четыре дороги пилигри- движеніе, къ которому они примыкали только, мовъ, дороги изъ Египта, изъ Дамаска, изъ что случалось не разъ, чтобы сопровозкдать ва- Персіи и изъ Іемена были перерѣзаны имн, и габитовъ въ грабительскихъ экспедиціяхъ. Ма- въ теченіе нѣсколысихъ лѣтъ хаджи могли по- гометанство ихъ состоитъ просто въ томъ, что сѣщать священный камень не иначе, какъ они говорятъ: «Алдахъ есть Аллахъ», и при- высаживаясь съ кораблей въ Джеддѣ, которою зываютъ его въ свидѣтели въ своихъ утвержде- вагабиты не успѣли овладѣть. Въ ту эпоху но- ніяхъ; но не молятся ему и не воздаютъ бда- вое государство представляло народы Аравіи годареній. Изъ всѣхъ «благородныхъ» степ- предъ лицомъ турокъ и персіянъ: власть Сауда ныхъ племенъ одно только, шаммары, имѣютъ распространялась на большую часть полу- муллу, состоящаго на зкалованьѣ у шейха, ко- острова, и друзкины его подвигались въ сирій- торыйусвоилъ привычки горожанъ. Полу-касты скую пустыню до Евфрата и до окрестностей феллаховъ, обработывающихъ поля на бере- Алеипо и Дамаска. Однако, Оманъ, Гадрамаутъ гахъ рѣкъ, презираются бедуинами, не только оставались внѣ предѣловъ «новаго ислама», по причипѣ ихъ осѣдлаго образа жизни и угне- а Іеменъ подвергался лишь быстрымъ набѣ- тенія, которое они переносятъ, но такзке по гамъ. Впрочемъ, преобладаніевагабиговъ про- причинѣ ихъ религіозныхъ обрядовъ, на кото- должалось не долго, всего около десятка лѣтъ; рые «сыны пустыни» смотрятъ, какъ на при- другіе мусульмане не могли сносить исключе- знакъ унизкенія. Вѣроятно, слѣды древняго са- нія ихъ изъ святыхъ городовъ, и съ своей сто- беизма еще имѣютъ у бедуиновъ перевѣсъ надъ роны, султанъ, наслѣдникъ калифовъ, долженъ магометанскимъ вліяніемъ, такъ какъ, по свп- былъ опасаться потерять пристизкъ своего ти- дѣтельству многихъ путешественниковъ, раз- туда, если бы ему не удалось возстановить личныя племена сохранили обычай привѣт- свой авторитетъ въ Меккѣ и Мединѣ. Въ 1812 ствовать поклономъ восходящее солнце; одинъ и 1813 годахъ египетская армія завоевала народецъ, зедіехи, въ сѣверныхъ равнинахъ, обратно побережье Геджаса, затѣмъ проникла говорятъ, молится также падшему ангелу, но­ во внутренность страны, гдѣ оразкалась съ пе- добно іезидамъ; но это поклоненіе «діаволу» ремѣнньшъ счастьемъ, и, наконецъ, въ 1817 г. ни мало не скандализируетъ ихъ сосѣдей; боль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz