Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
841 А г А в I я . 842 и женщины, запертыя въ гаремѣ, имѣютъ двѣтъ лица не болѣе смуглый, чѣмъ у итальянокъ, тогда какъ въ городахъ Техамы лица у жи телей почти черныя. Впрочемъ, очень боль шое число негровъ и другихъ чернокожихъ африканцевъ были привезены на полуостровъ, въ качествѣ невольниковъ или солдатъ, и ак климатизировались въ странѣ, скрещиваясь съ кореннымъ ея населеніемъ; но на плоскогорьѣ центральной Аравіи, въ Хейбарѣ, г. Гюберъ встрѣтилъ чисто-негритянское населеніе. То же самое мы видимъ на восточномъ берегу Аравіи: въ нѣкоторыхъ округахъ области Хаза можно подумать, что находишься гдѣ-нибудь на берегахъ Мозамбикскаго поморья. Ввозъ черныхъ невольниковъ и теперь продолжается; по Малькольму, въ 1878 году въ Іеменъ было ввезено по крайней мѣрѣ 2.000 негровъ. Всѣ арабы называютъ себя магометанами и всѣ строятъ свои дома, оріентируя къ киблѣ. Послѣднія племена, сохранившая древніе, пред- шествовавшіе исламу, культы, были истреблены въ началѣ настоящаго столѣтія оружіемъ ва- габитовъ: это были народцы Ассира, которыхъ ихъ естественныя твердыни, горы, хорошо защищали отъ обратптелей въ новую вѣру. Древняя политеистическая религія состояла главнымъ образомъ въ поклоненіи звѣздамъ, дредставленнымъ на землѣ идолами; но у ара- війскихъ сабеянъ не было ученой теологіи въ родѣ той, какую вавилонскіе жрецы выдумали, чтобы объяснить всѣ таинственныя явленія на землѣ и на небѣ. Культъ ихъ былъ очень простъ: обожаніе чернаго камня Мекки и трехсотъ шестидесяти окружавшихъ его идо- ловъ, молитвы, колѣнопреклоненія передъ свя щенными предметами— вотъ все, къ чему сво дилась религія арабовъ до Магомета. Священ ная книга мусульманъ тоже отличается про стотой содержащегося въ ней ученія. Разсказы, чудеса и святые іудейства и христианства допу щены въ Каранъ въ томъ видѣ, какъ они были воспроизводимы или изображаемы мѣстнымъ преданіемъ; остальное состоитъ изъ нравствен- ныхъ правилъ, часто противорѣчивыхъ. Основу ученія составляетъ единство Бога, строжай- шій монотеизмъ, представляемый древнимъ мѣстнымъ богомъ Аллатомъ или Аллахомъ, восторжествовавшимъ надъ всѣми сосѣдними богами, подобно тому, какъ восторжествовалъ Іегова въ Палестинѣ надъ Вааломъ, Камошемъ и другими покровителями племенъ, воевавшихъ съ израильтянами. Поклоненіе Единому Богу и, для вѣрующаго, право «ходить по головамъ своихъ враговъ», порабощать и даже истреблять ихъ, наложеніе руки на богатства земли, увѣ- ренность получить на томъ свѣтѣ богатства рая—въ этомъ заключается вся вѣра мусуль манина. Неожиданные тріумфы учениісовъ Ма гомета, громадная добыча, которую они за воевали въ первые годы, и которая доставила Географія Реклю. т. IX. каждому ребенку побѣдителей годовой доходъ въ двѣсти дирхемовъ серебра '). казалось, оправдывали ихъ въ глазахъ свѣта и доставили имъ необыкновенный престижъ у сосѣднихъ населеній. Со всѣхъ сторонъ стекались обра щенные въ исламъ; сирійцы, египтяне, ири- надлежавшіе къ христіанству лишь для формы и всегда сохранявшіе, подъ внѣшностью пра во славія, свой древній политеистическій культъ, безъ труда перемѣнили вѣру. Благодаря про- стотѣ своего ученія, понятнаго всякому, маго метанство поддерживаетъ у своихъ послѣдова- телей большую силу сцѣпленія, и пропаганда его продолжается въ Африкѣ, въ Индіи, даже въ Китаѣ. Тогда какъ обращеніе магометанина въ христіанство—фактъ почти неслыханный, несмотря на сотни христіанскихъ миссіонеровъ, проповѣдуюіцихъ на Востокѣ, случается до вольно часто, что христіане, по убѣжденію или изъ личныхъ выгодъ, переходятъ въ лоно ислама. Однако, религіозное рвеніе, ознаменовавшее первые вѣка ислама, теперь существуетъ лишь у неболынаго числа правовѣруюіцихъ, и боль шинство мусульманъ могутъ считаться тако выми лишь по рутинному исполненію обыч- ныхъ обрядностей и повторенію освящеиныхъ формулъ или молитвъ. Оттого отъ времени до времени въ средѣ магометанства появлялись реформаторы, нризывавшіе его къ ревности, отличавшей старую вѣру, и къ строгому соблю дение правилъ и обрядовъ религіи. Ііослѣднимъ по времени и, быть можетъ, важнѣйшимъ изъ этихъ пробужденій была попытка реформы, сдѣланная однимъ арабомъ изъ Неджеда, Мо- гамедомъ-Ибнъ-Абдъ-эль-Вагабомъ, по имени котораго его послѣдователи получили названіе вагабитовъ. Онъ родился, вѣроятно, въ послѣд- нихъ годахъ восемнадцатаго столѣтія и началъ свою проповѣдь, кажется,между 1740и 1750 гг., послѣ изученія мусульманскаго богословія въ Дамаскѣ, въ Бассорѣ и въ Багдадѣ. Преслѣ- дуемнй своими земляками въ Неджедѣ, по нри- чинѣ религіозныхъ споровъ и распрей, поро ждении хъ имъ среди населенія, онъ удалился къ шейху Сауду, главѣ племени аназеховъ, и. соединился съ нимъ, какъ братъ: одинъ былъ слово, другой мечъ «новаго ислама». Однако, они не имѣли въ виду основать какую-либо новую секту; стремления ихъ были направлены лишь къ тому, чтобы вернуть мусульманъ къ первоначальной простотѣ вѣры и чистотѣ жизни. Эти «янсенисты» ислама порицали пышность религіозныхъ обрядовъ, роскошь мечетей, употребленіе дорогихъ тканей, «пу стую и неопрятную» привычку курить табакъ; они не признавали никакой иривнлегіи за духовенствомъ, отвергали, какъ богопротив- *) Бргепгег, ,,Мо1іапоте“; — Alfred топ Kremer, „Kulttirgese chichtlielie Streifzuge“. 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz