Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

841 А г А в I я . 842 и женщины, запертыя въ гаремѣ, имѣютъ двѣтъ лица не болѣе смуглый, чѣмъ у итальянокъ, тогда какъ въ городахъ Техамы лица у жи­ телей почти черныя. Впрочемъ, очень боль­ шое число негровъ и другихъ чернокожихъ африканцевъ были привезены на полуостровъ, въ качествѣ невольниковъ или солдатъ, и ак­ климатизировались въ странѣ, скрещиваясь съ кореннымъ ея населеніемъ; но на плоскогорьѣ центральной Аравіи, въ Хейбарѣ, г. Гюберъ встрѣтилъ чисто-негритянское населеніе. То же самое мы видимъ на восточномъ берегу Аравіи: въ нѣкоторыхъ округахъ области Хаза можно подумать, что находишься гдѣ-нибудь на берегахъ Мозамбикскаго поморья. Ввозъ черныхъ невольниковъ и теперь продолжается; по Малькольму, въ 1878 году въ Іеменъ было ввезено по крайней мѣрѣ 2.000 негровъ. Всѣ арабы называютъ себя магометанами и всѣ строятъ свои дома, оріентируя къ киблѣ. Послѣднія племена, сохранившая древніе, пред- шествовавшіе исламу, культы, были истреблены въ началѣ настоящаго столѣтія оружіемъ ва- габитовъ: это были народцы Ассира, которыхъ ихъ естественныя твердыни, горы, хорошо защищали отъ обратптелей въ новую вѣру. Древняя политеистическая религія состояла главнымъ образомъ въ поклоненіи звѣздамъ, дредставленнымъ на землѣ идолами; но у ара- війскихъ сабеянъ не было ученой теологіи въ родѣ той, какую вавилонскіе жрецы выдумали, чтобы объяснить всѣ таинственныя явленія на землѣ и на небѣ. Культъ ихъ былъ очень простъ: обожаніе чернаго камня Мекки и трехсотъ шестидесяти окружавшихъ его идо- ловъ, молитвы, колѣнопреклоненія передъ свя­ щенными предметами— вотъ все, къ чему сво­ дилась религія арабовъ до Магомета. Священ­ ная книга мусульманъ тоже отличается про­ стотой содержащегося въ ней ученія. Разсказы, чудеса и святые іудейства и христианства допу­ щены въ Каранъ въ томъ видѣ, какъ они были воспроизводимы или изображаемы мѣстнымъ преданіемъ; остальное состоитъ изъ нравствен- ныхъ правилъ, часто противорѣчивыхъ. Основу ученія составляетъ единство Бога, строжай- шій монотеизмъ, представляемый древнимъ мѣстнымъ богомъ Аллатомъ или Аллахомъ, восторжествовавшимъ надъ всѣми сосѣдними богами, подобно тому, какъ восторжествовалъ Іегова въ Палестинѣ надъ Вааломъ, Камошемъ и другими покровителями племенъ, воевавшихъ съ израильтянами. Поклоненіе Единому Богу и, для вѣрующаго, право «ходить по головамъ своихъ враговъ», порабощать и даже истреблять ихъ, наложеніе руки на богатства земли, увѣ- ренность получить на томъ свѣтѣ богатства рая—въ этомъ заключается вся вѣра мусуль­ манина. Неожиданные тріумфы учениісовъ Ма­ гомета, громадная добыча, которую они за­ воевали въ первые годы, и которая доставила Географія Реклю. т. IX. каждому ребенку побѣдителей годовой доходъ въ двѣсти дирхемовъ серебра '). казалось, оправдывали ихъ въ глазахъ свѣта и доставили имъ необыкновенный престижъ у сосѣднихъ населеній. Со всѣхъ сторонъ стекались обра­ щенные въ исламъ; сирійцы, египтяне, ири- надлежавшіе къ христіанству лишь для формы и всегда сохранявшіе, подъ внѣшностью пра­ во славія, свой древній политеистическій культъ, безъ труда перемѣнили вѣру. Благодаря про- стотѣ своего ученія, понятнаго всякому, маго­ метанство поддерживаетъ у своихъ послѣдова- телей большую силу сцѣпленія, и пропаганда его продолжается въ Африкѣ, въ Индіи, даже въ Китаѣ. Тогда какъ обращеніе магометанина въ христіанство—фактъ почти неслыханный, несмотря на сотни христіанскихъ миссіонеровъ, проповѣдуюіцихъ на Востокѣ, случается до­ вольно часто, что христіане, по убѣжденію или изъ личныхъ выгодъ, переходятъ въ лоно ислама. Однако, религіозное рвеніе, ознаменовавшее первые вѣка ислама, теперь существуетъ лишь у неболынаго числа правовѣруюіцихъ, и боль­ шинство мусульманъ могутъ считаться тако­ выми лишь по рутинному исполненію обыч- ныхъ обрядностей и повторенію освящеиныхъ формулъ или молитвъ. Оттого отъ времени до времени въ средѣ магометанства появлялись реформаторы, нризывавшіе его къ ревности, отличавшей старую вѣру, и къ строгому соблю­ дение правилъ и обрядовъ религіи. Ііослѣднимъ по времени и, быть можетъ, важнѣйшимъ изъ этихъ пробужденій была попытка реформы, сдѣланная однимъ арабомъ изъ Неджеда, Мо- гамедомъ-Ибнъ-Абдъ-эль-Вагабомъ, по имени котораго его послѣдователи получили названіе вагабитовъ. Онъ родился, вѣроятно, въ послѣд- нихъ годахъ восемнадцатаго столѣтія и началъ свою проповѣдь, кажется,между 1740и 1750 гг., послѣ изученія мусульманскаго богословія въ Дамаскѣ, въ Бассорѣ и въ Багдадѣ. Преслѣ- дуемнй своими земляками въ Неджедѣ, по нри- чинѣ религіозныхъ споровъ и распрей, поро­ ждении хъ имъ среди населенія, онъ удалился къ шейху Сауду, главѣ племени аназеховъ, и. соединился съ нимъ, какъ братъ: одинъ былъ слово, другой мечъ «новаго ислама». Однако, они не имѣли въ виду основать какую-либо новую секту; стремления ихъ были направлены лишь къ тому, чтобы вернуть мусульманъ къ первоначальной простотѣ вѣры и чистотѣ жизни. Эти «янсенисты» ислама порицали пышность религіозныхъ обрядовъ, роскошь мечетей, употребленіе дорогихъ тканей, «пу­ стую и неопрятную» привычку курить табакъ; они не признавали никакой иривнлегіи за духовенствомъ, отвергали, какъ богопротив- *) Бргепгег, ,,Мо1іапоте“; — Alfred топ Kremer, „Kulttirgese chichtlielie Streifzuge“. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz