Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
интересы съ интересами племени; но послѣд- uee никогда не забываетъ своего пѳрвоначаль- наго права, и часто представляется случай привести его въ дѣйствіе. Нерѣдко случается, что шейхъ избирается только на мирное вре мя: это мужъ совѣта и мудрости. Для войны нужно прибѣгнуть къ человѣку хитрости и от ваги; тогда племя выбираетъ себѣ агида, во жака или вождя—откуда, вѣроятно, и про изошло слово гидъ, проводникъ, въ западно- европейскихъ языкахъ,—который ведетъ сво ихъ равныхъ ему одноплеменниковъ въ бой, предводительствуетъ при грабежѣ или прикры- ваетъ отступленіе. Его временный полномо- чія оканчиваются съ заключеніемъ мирнаго договора '). Осѣдлые арабы, занимающіе громадную окружность полуострова и степей Месопота- міи, естественно, очень разнятся между собой происхожденіемъ и различными посторонними элементами, которые къ нимъ примѣшались съ теченіемъ времени: употребленіе одного обща- го языка группируетъ ихъ въ одно цѣлое, въ которомъ уже трудно замѣтить всѣ первоначальный отличія; но не подле- житъ сомнѣнію, что на востокѣ Аравіи персіа- не и индусы, на югѣ и на западѣ сомали, абис синцы и различные негритянскіе народцы въ значительной степени способствовали видоиз- ыѣненію первоначальныхъ элементовъ; даже важныя особы, шерифы и другіе, женятся исключительно на негритянкахъ-невольницахъ, какъ бы желая показать тѣмъ, что между ихъ арабскими соотечественниками никто не до- стоинъ выдать за нихъ свою дочь 2). Наибо- лѣе чистокровнымъ считается населеніе верх- няго Іемена и Гадрамаута: тамъ живутъ «арабъ-ариба», то-есть чистые, коренные арабы, тогда какъ другіе жители полуострова, отличающіеся отъ предъидугцихъ кровью, род ственными союзами, такъ же, какъ древней куль турой извѣстны подъ именемъ арабовъ муста- ариба или «объарабившихся арабовъ» 3). Мѣ- стныя преданія и исторія согласно признаютъ въ юго-западной Аравіи существованіе этниче- скаго корня, отличнаго отъ кочевниковъ вну тренней части полуострова. Обозначаемый подъ разными именами въ легендахъ и миѳическихъ генеалогіяхъ, этотъ корень получилъ въ наши дни генерическое названіе гиміарской расы: это нація «красныхъ» — гомериты древнихъ грековъ—которую считаютъ тожественной съ націей пунтъ или пуна, предками финикіянъ. Бъ первыя времена исторіи гяміары или сабея- не, жители Счастливой Аравіи, были въ числѣ цивилизованныхъ народовъ, и, можетъ быть, именно славѣ, которою пользова- ’ ) Burokhurdt;—Anne Blunt;—Sachau. 2) Richard Burton, цитированное сочиненіе. 3) Huber;—Henri Duveyrier, „Bulletin de IaSocietede Geographie de Paris", 2-e semestre 1883. 8 39 ГЛАВА TI. лась ихъ культура, а также красотѣ ихъ оте чества и высокой цѣнности ихъ произведеній, страна и обязана прозвищемъ «Счастливой», которое за ней осталось въ географической но- меклатурѣ. Съ незапамятныхъ временъ крас ные, народъ цивилизованный, находившійся въ сношеніяхъ съ аббиссинцами и индусами 1), знали искусство письма. Скалы Іемена и Гад рамаута носятъ на себѣ надписи, относящія- ся къ вѣкамъ, предшествующимъ христианско му періоду, и, чтобы собрать эти разбросанные отрывки гиміарскихъ лѣтописей, европейскіе ученые Арно, Мальцанъ, Галеви предприни мали утомительныя и оиасныя путешествія въ Іеменъ, до восточной покатости горъ, находя щейся въ сосѣдствѣ пустыни. Благодаря этимъ смѣлымъ изслѣдователямъ, возникла новая наука, и перспектива исторіи отодвинулась на нѣсколько вѣковъ далѣе въ глубь временъ. Теперь не существуетъ болѣе гиміарской на- ціи; цивилизация ея смѣшалась съ цивилизаціей арабскихъ мусульманъ; но есть еще въ Гадра- маутѣ племена, каковы, напримѣръ; деайбиры или «волки», которыя говорятъ о себѣ. что они принадлежатъ къ этой античной расѣ, и происхожденіе которыхъ удостовѣряется всѣми ихъ сосѣдями 2). Въ южномъ Іеменѣ, недалеко отъ города Сана, одна длинная долина носитъ имя Уади-Гиміаръ 3). Сабейскій языкъ тоже не совсѣмъ нсчезъ: онъ продолжаетъ существо вать до сихъ поръ въ одномъ діалектѣ области Махра, составляющемъ середину между араб- скимъ и эѳіопскимъ 4); но тогда какъ гиміары, по Мальцану, были темно-смуглаго цвѣта, пе- реходящаго въ черный, Лангеръ говоритъ, что жители уади, носящаго ихъ имя, имѣютъ по чти бѣлый цвѣтъ кожи. Физическій типъ юго-западныхъ арабовъ, которыхъ считаютъ потомками гиміаровъ, не настолько разнится отъ типа кочевниковъ внутренней Аравіи, чтобы можно было съ точ ностью указать ихъ отличительные признаки, или лучше сказать—различія нравовъ жилища, климата, образа жизни сами по себѣ достаточ ны, чтобы объяснить контрасты, замѣчаемые между осѣдлыми и бродячими племенами. Бе дуины центральной Аравіи представляютъ боль шее единство типа, что объясняется тѣмъ, что они наименѣе подвергались смѣшенію, а также тѣмъ, что они въ своихъ постоянныхъ переко- чевкахъ ведутъ, однако, наиболѣе однообраз ный образъ жизни. Арабы морскаго побережья, болѣе различающееся другъ отъ друга профес- сіями и промыслами, разнятся т а к ж е больше и физическимъ видомъ. Въ среднемъ, бѣлизна кожи соотвѣтствуетъ высотѣ мѣста: на горахъ Іемена цвѣтъ кожи вообще довольно свѣтлый, ’) Lassen;—Renan, „Histoire des Langues Sdmitiqnes" 2) Fulgence Fresnel;—von Maltzan. 3) Siegfried Langer, „Deise nach Sanaa". 4) Von Slaltzan, „Petermann’s Mittheilungen", 1872- —АРАВІЯ. 8 4 0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz