Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

интересы съ интересами племени; но послѣд- uee никогда не забываетъ своего пѳрвоначаль- наго права, и часто представляется случай привести его въ дѣйствіе. Нерѣдко случается, что шейхъ избирается только на мирное вре­ мя: это мужъ совѣта и мудрости. Для войны нужно прибѣгнуть къ человѣку хитрости и от­ ваги; тогда племя выбираетъ себѣ агида, во­ жака или вождя—откуда, вѣроятно, и про­ изошло слово гидъ, проводникъ, въ западно- европейскихъ языкахъ,—который ведетъ сво­ ихъ равныхъ ему одноплеменниковъ въ бой, предводительствуетъ при грабежѣ или прикры- ваетъ отступленіе. Его временный полномо- чія оканчиваются съ заключеніемъ мирнаго договора '). Осѣдлые арабы, занимающіе громадную окружность полуострова и степей Месопота- міи, естественно, очень разнятся между собой происхожденіемъ и различными посторонними элементами, которые къ нимъ примѣшались съ теченіемъ времени: употребленіе одного обща- го языка группируетъ ихъ въ одно цѣлое, въ которомъ уже трудно замѣтить всѣ первоначальный отличія; но не подле- житъ сомнѣнію, что на востокѣ Аравіи персіа- не и индусы, на югѣ и на западѣ сомали, абис­ синцы и различные негритянскіе народцы въ значительной степени способствовали видоиз- ыѣненію первоначальныхъ элементовъ; даже важныя особы, шерифы и другіе, женятся исключительно на негритянкахъ-невольницахъ, какъ бы желая показать тѣмъ, что между ихъ арабскими соотечественниками никто не до- стоинъ выдать за нихъ свою дочь 2). Наибо- лѣе чистокровнымъ считается населеніе верх- няго Іемена и Гадрамаута: тамъ живутъ «арабъ-ариба», то-есть чистые, коренные арабы, тогда какъ другіе жители полуострова, отличающіеся отъ предъидугцихъ кровью, род­ ственными союзами, такъ же, какъ древней куль­ турой извѣстны подъ именемъ арабовъ муста- ариба или «объарабившихся арабовъ» 3). Мѣ- стныя преданія и исторія согласно признаютъ въ юго-западной Аравіи существованіе этниче- скаго корня, отличнаго отъ кочевниковъ вну­ тренней части полуострова. Обозначаемый подъ разными именами въ легендахъ и миѳическихъ генеалогіяхъ, этотъ корень получилъ въ наши дни генерическое названіе гиміарской расы: это нація «красныхъ» — гомериты древнихъ грековъ—которую считаютъ тожественной съ націей пунтъ или пуна, предками финикіянъ. Бъ первыя времена исторіи гяміары или сабея- не, жители Счастливой Аравіи, были въ числѣ цивилизованныхъ народовъ, и, можетъ быть, именно славѣ, которою пользова- ’ ) Burokhurdt;—Anne Blunt;—Sachau. 2) Richard Burton, цитированное сочиненіе. 3) Huber;—Henri Duveyrier, „Bulletin de IaSocietede Geographie de Paris", 2-e semestre 1883. 8 39 ГЛАВА TI. лась ихъ культура, а также красотѣ ихъ оте­ чества и высокой цѣнности ихъ произведеній, страна и обязана прозвищемъ «Счастливой», которое за ней осталось въ географической но- меклатурѣ. Съ незапамятныхъ временъ крас­ ные, народъ цивилизованный, находившійся въ сношеніяхъ съ аббиссинцами и индусами 1), знали искусство письма. Скалы Іемена и Гад­ рамаута носятъ на себѣ надписи, относящія- ся къ вѣкамъ, предшествующимъ христианско­ му періоду, и, чтобы собрать эти разбросанные отрывки гиміарскихъ лѣтописей, европейскіе ученые Арно, Мальцанъ, Галеви предприни­ мали утомительныя и оиасныя путешествія въ Іеменъ, до восточной покатости горъ, находя­ щейся въ сосѣдствѣ пустыни. Благодаря этимъ смѣлымъ изслѣдователямъ, возникла новая наука, и перспектива исторіи отодвинулась на нѣсколько вѣковъ далѣе въ глубь временъ. Теперь не существуетъ болѣе гиміарской на- ціи; цивилизация ея смѣшалась съ цивилизаціей арабскихъ мусульманъ; но есть еще въ Гадра- маутѣ племена, каковы, напримѣръ; деайбиры или «волки», которыя говорятъ о себѣ. что они принадлежатъ къ этой античной расѣ, и происхожденіе которыхъ удостовѣряется всѣми ихъ сосѣдями 2). Въ южномъ Іеменѣ, недалеко отъ города Сана, одна длинная долина носитъ имя Уади-Гиміаръ 3). Сабейскій языкъ тоже не совсѣмъ нсчезъ: онъ продолжаетъ существо­ вать до сихъ поръ въ одномъ діалектѣ области Махра, составляющемъ середину между араб- скимъ и эѳіопскимъ 4); но тогда какъ гиміары, по Мальцану, были темно-смуглаго цвѣта, пе- реходящаго въ черный, Лангеръ говоритъ, что жители уади, носящаго ихъ имя, имѣютъ по­ чти бѣлый цвѣтъ кожи. Физическій типъ юго-западныхъ арабовъ, которыхъ считаютъ потомками гиміаровъ, не настолько разнится отъ типа кочевниковъ внутренней Аравіи, чтобы можно было съ точ­ ностью указать ихъ отличительные признаки, или лучше сказать—различія нравовъ жилища, климата, образа жизни сами по себѣ достаточ­ ны, чтобы объяснить контрасты, замѣчаемые между осѣдлыми и бродячими племенами. Бе­ дуины центральной Аравіи представляютъ боль­ шее единство типа, что объясняется тѣмъ, что они наименѣе подвергались смѣшенію, а также тѣмъ, что они въ своихъ постоянныхъ переко- чевкахъ ведутъ, однако, наиболѣе однообраз­ ный образъ жизни. Арабы морскаго побережья, болѣе различающееся другъ отъ друга профес- сіями и промыслами, разнятся т а к ж е больше и физическимъ видомъ. Въ среднемъ, бѣлизна кожи соотвѣтствуетъ высотѣ мѣста: на горахъ Іемена цвѣтъ кожи вообще довольно свѣтлый, ’) Lassen;—Renan, „Histoire des Langues Sdmitiqnes" 2) Fulgence Fresnel;—von Maltzan. 3) Siegfried Langer, „Deise nach Sanaa". 4) Von Slaltzan, „Petermann’s Mittheilungen", 1872- —АРАВІЯ. 8 4 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz