Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
837 А Р А В I Я. 838 съ ежедневными трапезами западнаго человѣ- ка; по исчисленію Вольнея, въ среднемъ еже дневная пища бедуина, въ видѣ мяса, нлодовъ или зерноваго хлѣба, составляетъ всего только шесть унцій или около 170 грам- мовъ. Арабъ даже сложилъ пѣсни, прославляю- щія его побѣду надъ голодомъ, какъ у боль шинства другихъ народовъ есть пѣсни, воспѣ- вающія ихъ гастрономическія наслажденія или опьяненіе отъ вина н пива *). «Я сынъ терпѣнія», говоритъ одна героиче ская поэма Аравіи, и такова, въ самомъ дѣлѣ, главная добродѣтедь бедуина; но это терпѣніе онъ отдаетъ на служевіе своей страсти или своему энтузіазму. Онъ долженъ перено сить голодъ и жажду, холодъ и жаръ, крайнее утомленіе во время длинныхъ переходовъ, и рѣдко случается услышать отъ него жалобу. Больной и л и раненый, онъ удаляется куда-ни- будь въ уголокъ, какъ животное, и терпитъ боль молча, одинаково приготовленный къ вы- здоровленію или смерти. Очень кроткій и лас ковый въ отношеніи женщннъ и дѣтей, онъ приходитъ въ гнѣвъ только противъ сильныхъ; но рѣдко бываетъ, чтобы, въ набѣгахъ или войнахъ, его можно было обвинить въ жесто кости. По международному праву, признавае мому въ области степей съ незапамятныхъ временъ, ішкдое племя можетъ «поднятьруку» противъ сосѣднихъ племенъ и стараться отнять у нихъ стада; но обычай требуетъ, чтобы эти грабежи вооруженной рукой дѣлались, если возможно, безъ кровопролитія; даже когда кровь пролита въ бою, она должна быть опла чена рано или поздно таромъ или вендеттой и порождаешь на цѣлые вѣка войны, которыя ведутся при помощи хитрости п засады самые смѣлые отстунаютъ передъ этой страшной обязанностью за убійство, передъ громадной діехъ или «цѣной крови», налагаемой закономъ возмездія. Главный порокъ бедуина —алчность: онъ любитъ до страсти блестщція и звонкія монеты, серебро еще больше, чѣмъ золото; но онъ любитъ ихъ какъ дитя, чтобы восхищать ся ихъ блескомъ. Впрочемъ, степной арабъ, какъ онъ ни жаденъ къ деньгамъ, всегда ста вить долгъ гостепріимства выше любостяжанія; «потерянныя деньги найдутся, потерянная честь—никогда», говоритъ арабская послови ца 2). Бедуинъ, житель Гамада, предоставляетъ полу-кастамъ Сиріи постыдный обычай торго ваться съ иностранцемъ, когда тотъ приходитъ просить крова и пищи. Гость— священная осо ба въ становищѣ араба; даже врагъ находить радушный пріемъ, когда берется за веревку палатки. Бедуинъ не имѣетъ надъ собой никакого господина, не знаетъ никакой власти; онъ не 4) Silvestre de Sacy, „Chrestomatie arabe“. 2) Hassan-ibn-Tabit; —Alf von Kremer, „Kulturgeschi- chte des Orients“. зависитъ даже отъ клана или племени. Если онъ и соединяется со своими единоплеменни ками, то только потому, что находить въ этомъ свое удовольствіе, свою выгоду или, наконецъ, «вою честь: рѣдко случается, чтобы въ одномъ и томъ же кланѣ или родѣ всѣ входящіе въ со ставь его не признавали себя солидарными: хотя большинство членовъ семьи Магомета не раздѣляли его ученія, однако, они не покину ли своего родича, и за исключеніемъ одного, всѣ подвергли себя, вмѣстѣ съ пророкомъ, добровольному изгнанію, продолжавшемуся два года '). Но если арабу вздумается отделиться отъ своихъ товарищей и жить особнякомъ въ пустынѣ, на свой рискъ и страхъ, никто не оспариваете его права. Когда совокупность пле мени не приходитъ къ соглашенію относитель но предлагаемой военной экспедиціи, заключе- нія мирнаго договора съ другимъ племенемъ или выбора новаго становища, то большинство и меньшинство расходятся полюбовно, и та кимъ образомъ народцы дѣлятся до безконеч- ности, чтобы группироваться сообразно своимъ новымъ сродствамъ: коллективное отечество, составляемое общностью или ассоціаціей инте ресов'!,, безпрестанно перемѣщается вмѣстѣ съ группами палатокъ; племена переплетаются, перемѣшиваются, какъ волны на морѣ; тотъ или другой кланъ, жившій прежде въ одной изъ долинъ Неджеда, теперь стоитъ лагеремъ на верховьяхъ Евфрата или въ оврагахъ Синд- жара; нерѣдко сотни, тысяча верстъ раздѣляютъ двѣ группы одного и того же рода или семьи. Каждое племя нмѣетъ своего шейха, и вообще эта особа принадлежитъ къ какой-нибудь фа- миліи, прославленной длиннымъ рядомъ пред ковъ, или же она обязана, въ силу своихъ бо- гатствъ, исполнять, отъ имени всей общины, долгъ гоотепріимства. Но шейхъ не обладаете никакими правами наслѣдственности; онъ из бирается себѣ равными и но есть виртуально старшій надъ ними; его смѣщаютъ, когда онъ пересталъ нравиться. Спеціальная его функція, кромѣ чествованія гостей, — судить споры вмѣстѣ со старѣйишнами: это примиритель и третейскій судья, но рѣшенія его не имѣютъ силы закона; рѣшеніямъ этимъ, вообще опи рающимся на обычное право и поддерживае- мымъ общественнымъ мнѣніемъ племени, обыкновенно подчиняются, но никакая уголов ная санкція не связана съ его вердиктомъ, и осужденный можетъ избавиться отъ наказанія, либо покидая племя, либо бравируя обществен ное порицаніе; онъ дѣлается тогда бауакъ , человѣкъ «безъ чести». Нѣкоторые шейхи , имѣющіе за собой знатность рода и богатство пользующіеся поддержкой могущественныхъ союзниковъ, успѣваютъ пріобрѣсти значитель ную власть, когда умѣютъ отождествить евои *) Stanley Lane Pool, „Іе Koran, sa poesie et ses lois“
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz