Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
835 ГЛАВА VI.---- АРАВІЯ. 8 3 6 славной генеалогін. Цѣнный конь долженъ при надлежать къ хамсѣ, то-есть къ одной изъ пяти породъ кехиланъ, происшедшихъ, по пре- данію, отъ пяти любнмыхи кобылицъ, на кото рыхъ ѣздилъ Пророкъ; шестнадцать другихъ второстепенныхъ расъ, стоящихъ рангомъ ниже высшей лошадиной аристократіи, имѣютъ въ своихъ жилахъ достаточно благородную кровь, чтобы гражданское состояние каждаго жеребенка, то-есть принадлежность къ при вилегированному сословію, была формальными образомъ удостовѣрена передъ свидѣтелями. и чтобы животное носило на шеѣ, въ мѣшечкѣ, подлинныя доказательства его происхожденія: uo этому вопросу какой-либо обмани или на дувательство—дѣло неслыханное въ Аравіи; генеалогія лошади—это такая святая вещь, что самый отъявленный обманщики никогда не ос- мѣлился бы фальсифицировать относящіеся къ ней документы. Кромѣ пяти главныхъ и ше стнадцати мѳнынихъ расъ, всѣ другія лошади называются кадишъ, то-есть «неизвѣстнаго рода»: какъ бы ни были онѣ красивы, ихъ не цѣнятъ, и никогда арабъ, вѣрный преданіямъ, не согласится унизить породу скрещеніемъ кровныхъ аристократовъ съ этими неровнями, неимѣющими родословной. Одѣдствіѳмъ этого является то, что чистая раса истощается, вы- мираетъ, и теперь даже самые могуществен ные шейхи лишь съ большими трудомъ успѣ- ваюгь поддерживать заводы чистокровныхъ лошадей. Во время путешѳствія Пальгрева, въ 1862 году, отборные кони находились въ Рі- адѣ, у Ибнъ-Саудовъ, владѣтелей Неджеда; въ 1878 году, когда супруги Блентъ посѣтили центръ полуострова, эмиры Гайля, въ Джебель- ІПаммерѣ, сдѣлались богатѣйшими лошадины ми собственниками во всей Аравіи. VL Арабъ, житель степей, Нефудовъи Неджеда, высоко цѣнитъ чистоту своей расы, какъ и чи стоту породы своего коня. Очень простой въ нравахъ и въ языкѣ, онъ тѣмъ не менѣе ари стократа по высокому мяѣнію о своемъ про- исхожденіи, гордяіційся «голубой кровыо», ко торая течетъ въ его жилахъ со временъ, пред- шествующихъ исторіи. Никогда онъ не но- силъ ярма неволи, какъ другіе народы; въ отношеніи незапамятнаго, идущаго споконъ- вѣка, пользованія свободой онъ не имѣетъ равныхъ себѣ между націями земнаго шара. Въ теченіе тысячъ и тысячъ лѣти его предки разъѣзжали по пустынямъ, какъ разъѣзжаетъ онъ самъ; имъ всегда было знакомо, какъ и ему, чувство опьяненія отъ быстрой скачки въ безпредѣльномъ пространствѣ равнины. Могутъ ли люди палатки «народъ парусины или вой лока», какъ они себя называютъ, не прези рать боязливыхъ обитателей городовъ, печаль ный «народъ глины»? Къ туркамъ же, кото рые претендуюгь на господство и хотятъ за ставить ихъ платить налоги, арабы питаютъ ненависть. Оттоманъ— это ихъ врагъ. Прозвище «бедуины», которое европейцы принимаютъ обыкновенно въ дурную сторону, примѣняя его преимущественно къ метисамъ (помѣсямъ) различныхъ раси, бродящими ви сосѣдствѣ приморскихъ городови и живущими грабежеми и пищенствомп, принадлежитъ тѣмъ благородными расами пастухови, которое счи таютъ себя первородными изъ людей. Бедуи ны— это арабы по преимуществу, «люди рав нины», «сарацины», если вѣрно, что это на- званіе первоначально означало *жителей Саха ры» или пустыни '). Истинные бедуины по большей части среднего роста и хорошо сло жены, поразительно худощавы, что объясняет ся ихъ образомъ жизни, но очень проворны и обладаютъ гораздо большей физической си лой, чѣмъ можно бы было думать, глядя на ихи тощіе, сухопарые члены. Почти черные или пепельно-сѣрые, они нмѣюти правильныя черты, лицо красивой овальной формы, черепъ часто неправильный и остроконечный, лобъ вы- сокій, глаза черные и нронизывающіѳ; но при вычка хмурить брови и щурить глаза, чтобы защититься отъ солнца, смотря вдаль къ гори зонту, придаетъ безпокойный блески ихи зрач ку: часто говоряти, что у нихи, какп у крас- нокожихъ, взглядъ волка, и многіе склонны приписывать имъ свирѣпость, которой вовсе нѣтъ ви ихъ характерѣ. Бракъ между двоюрод ными братьями и сестрами, вообще между род ственниками, составляетъ обыкновенное явле- ніе у арабовъ, какъ и у иерсіянъ, и въ вѣ- жливомъразговорѣ имя «кузина» значить то же, что супруга 2). Бедуины быстро старѣются: кожа ихъ дѣлается грубой и морщинистой отъ постояннаго пребыванія на открытоми воздухѣ; въ сорокъ лѣтъ борода у нихъ сѣдѣетъ; въ. пятьдесятъ лѣтъ—это уже старики; очень не- многіе изъ нихъ достигаютъ шестидесятилѣт- няго возраста. Но по крайней мѣрѣ ихъ ко роткая жизнь не прерывается болѣзнью: самые воздержные изъ людей, бедуины вмѣстѣ си тѣми отличаются наиболѣе крѣпкимъ здоро вьеми, голова у нихи всегда свободна, духи ясени и бодри. Си самаго дѣтства они при выкли спать на жесткой постели, переносить южный зной, обходиться бези долгаго сна и обильной пищи; они не употребляюти крѣпкихъ напитковп, развѣ леббенъ или кислое молоко,, которое только дѣйствуетъ слегка возбуждаю щими образоми, никогда не приводя въ состои т е опьяненія; ѣдятъ они всего одини разъ въ день, и сумма принимаемыхъ ими питатель- ныхъ веществп гораздо меньше ви сравненіи 1) Reinand;—Carl Ritter, „Asien“. ) Richard Barton, „Pilgrimage to Mekka11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz