Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

то и находится первая ступень трона Сивы, ибо пять болынихъ горъ, которыя ограничивайте горизонте на сѣверо-востокѣ п на востокѣ, пре­ вознесены, въ индусской миѳологіи, надъ всѣми вершинами, какъ спеціальный нрестолъ Маха- Део, или«Великаго Бога». Съ этихъ горъ, назы- ваемыхъ Кайласъ или Рудру-Гималахъ, изъ ко­ торыхъ одна достигаетъ высоты 6.725 метровъ, •спускаются снѣга въ громадный циркъ, высо­ вывая въ каждую долину ледяной языкъ и гру­ ды обломковъ. На югѣ горы еще выше. Гора Кидарпатъ, или Махапаптъ, вершина которой тоже посвящена богу Сивѣ, достигаетъ высоты •6.959 метровъ. Другая вершина, Тарласагаръ, или гора Мойра, уединенная въ своемъвеличіи, не уступаетъ по высотѣ предъидущимъ. и мно- гія другія вершины этой дѣші, огибаемой на западѣ рѣкой Бхагирати- ганга, превышаютъ 6.000 метровъ (почти 20.000 футовъ); три по- слѣднія вершины, окутанныя бѣлоснѣжнымъ покровомъ, получили названіе Триканта, или «Триглавая гора». Роберте фонъ-Шлагинт- вейтъ тщетно пытался перейти цѣпь Ки- дарнатъ, на югѣ отъ Ганготри; ледяное мо­ ре, по которому онъ пустился, оказалось до та­ кой степени изрѣзапнымъ широкими и глубо­ кими трещинами, что не было никакой возмож­ ности продолжать путь. Святое мѣсто Ганготри, въ верхней долинѣ рѣки Бхагирати-ганга, есть самый высокій пунктъ, гдѣ браманы, поклонники богини, мог­ ли поселиться, и хотя никакое пилигримство не считается болѣе достохвальнымъ и богоугод- нымъ, однако, сюда всего рѣжеходятъ на бого­ молье; трудности и безпокойства путешествія ос- танавливаютъ главную массу пилигримовънабе- регахъ священной рѣки,у менѣевозвышенныхъ святынь. Въ прежнее время вѣруюіціе, отпра- влявшіеся въэти святыя мѣста.несли знамяЯмы, «ведущее къ смерти», и называли сами себя анивартина, т. е. «людьми, которымъ не суж­ дено вернуться» *)• Въ послѣдней части дороги приходится пробираться дикими узкими прохо­ дами между горъ и влѣзать на вертикальный стѣны при помощи шаткихъ лѣстницъ, сдѣлан- ныхъ изъ кольевъ, вбитыхъ въ скалу надъ бѣ- гущимъ внизу потокомъ. Одна изъ этихъ лѣст- ницъ виситъ на иерпердикулярной стѣнѣ уте- совъ, при сліяніи двухъ рѣкъ Бхагирати и Джа- неви, которыя обѣтекутъ въстрашныхъущель- яхъ. Пилигримы, отправляющіеся къ святынѣ Ганготри, должны совершить свои первыя омо- венія въ соединенныхъ водахъ этихъ двухъ горныхъ нотоковъ; они получаютъ тутъ изъ рукъ брамана освященный хлѣбъ и бросаютъ въ струю теченія пучекъ травы, вѣроятно, сим­ волизирующей ихъ грѣхъ 2). Ниже потечѳнію, Ч Troyer, „Radjatarangiin. Исторія Кагошрскихъ магараджей1*. а) James Baillie Fraser, „Tour of the Himalah- Mountains1*; Hodgson, „Survey**, 1817; Carl Ritter, „Asien**. 151 ГЛАВА I I . ---- каждый этапъ, каждый источникъ, каждый вы- стуігь горы тоже представляетъ священное мѣ- сто, гдѣ вѣруюіціе совершаютъ свои пріугото- вительные обряды и церемоніи, прежде чѣмъ придти къ главному святилищу, къ храму на истокахъ Ганга. Рѣка Алакнанда, хотя менѣе священная, нежели Бхагиратіі-ганга, въ мнѣніи индусовъ, есть, однако, главная вѣтвь Ганга; она почти вдвое шире1 ), и горы, посылающія е'й первыя ея воды, превосходятъ высотою горы Ганготри. Гора Иби-Гаминъ, съ снѣжныхъ боковъ кото­ рой лыотся направо и налѣво потоки, образу- ющіе рѣку Алакнанда, вздымаетъ свой верхній куполъ на высоту 7.781 метра; изъ всѣхъ горъ Загималайской цѣпи это самая высокая, какая до сихъ поръ была измѣрена; ея тибетское имя, которое буквально значить «Великая мать снѣговъ», показываете, что жители Водъ-юла не знаютъ ей равныхъ въ этой части страны. Индусскіе брамины посвятили ее одному изъ своихъ божествъ, какъ и всѣ другіе пики той мѣстности, и вообще даютъ ей имя Нанда-Пар- батъ, «Гора богини Нанды», тогда какъ на большей части англійскихъ карте она носитъ названіе Каметъ. На западной сторонѣ этой вершины, перевалъ Иби-Гаминъ, который братья Шлагинтвейты, Адольфъ и Робертъ, перешли въ 1856 году,— самая высокая изъ гималайскихъ брешей, переходимыхъ пастуха­ ми; высота его 6.236 метровъ. Даже наиболѣе посѣіцаемые пороги этой области водораздѣла, на западѣ—перевалъ Мана, или Чирбиттіа-ла, на востокѣ— перевалъ Нити, или Чинду, пре­ восходите, каждый, на нѣсколько сотъ метровъ, высоту Монъ-Блана. Ботіи, племя тибетскаго происхожденія, хотя считаюіціе себя индусами и говорящее обоими языками, индусскимъ ити- бетскимъ,— единственные посредники между двумя скатами; лѣтомъ ихъ всегда встрѣтишь цѣлыми партіями на тропинкахъ переваловъ, гдѣ они гонятъ передъ собою навьюченныхъ барановъ Общее число ботіевъ опредѣляютъ, приблизительно, въ 3.000 душъ. Самый знаменитый и наиболѣе посѣщаемый храмъ во всей области горъ Гарваля и Кума- она—Бадринатская пагода, обогащаемая при- ношеніями пилигримовъ, которые каждый годъ являются туда десятками тысячъ. Черезъ каж­ дый двѣнадцать лѣтъ, когда планета Юпитеръ вступаете въ зна къ Водолея, къ этой святынѣ стекается отъ сорока до пятидесяти тысячъ правовѣрныхъ индусовъ, и окружающія ее пастбища, надъ которыми высится на западѣ величественная пирамида горы Бадринатъ, пре­ вращаются временно въ обширное ярмароч­ ное поле. Игосиматъ или Джгосимате, Виш- нуираягъ, на Алакнандѣ, и Кидарпатъ, на R. Strachey, „Journal of the Geographical Society of London11, 1851. ИНДУСТАНЪ. 1 5 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz