Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

Палестины на границѣ пустыни, затѣмъ те- вающіяся въ почвѣ воды, доставляютъ его са- ряется въ уади, притокѣ Средиземнаго моря, дамъ необходимую влагу. Деревья умѣреннаго Непосредственно къ востоку отъ Хеврона, ле- пояса: миндальныя, абрикосовыя, персиковыя лежаіцаго близъ водораздѣльнаго хребта, выше, и масличныя, приносятъ тамъ превосходные чѣмъ Іерусалимъ, открываются другіе овраги, плоды; воздѣлываютъ также бананъ, сахарный направляющіеся къ Мертвому морю. Съ этой тростникъ, но большинство загороженныхъ стороны границы Палестины были въ древ- пространствъ, обоаженныхъ гигантскими нона- ности охраняемы отъ набѣговъ грабителей крѣ- лами (индшская смоковница), заключаютъ въ постью Мазада, изъ которой царь Иродъ сдѣ- себѣ лишь апельсинныя и лимонныя деревья, лалъ твердыню, повидимому неодолимую, что- плоды которыхъ отправляются даже въ города бы найти себѣ тамъ вѣрное убѣжище въ слу- Западной Европы (апельсинныя рощи Яффы чаѣ опасности. Эта скала, извѣстная нынѣ въ 1880 году: 765.000деревъ; сборъ: 30.000.000 подъ именемъ Себбе, представляетъ известко- апельсинъ). Съ половины настоящаго столѣ- вое плато или столъ овальной формы, почти тія площадь садовъ въ Яффѣ учетверилась, неприступный на всей окружности, развѣ съ Портъ Іерусалима и всей южной Іудеи съ западной сторЬны, гдѣ узкій перешеекъ соеди- самыхъ первыхъ временъ исторіи, Яффа, древ­ ня етъ ее съ внутреннимъ плоскогорьемъ. По- няя Іоппея, не представляетъ, однако, судамъ слѣ паденія Іерусалима, около тысячи іудеевъ, надежнаго пристанища; древній бассейнъ, за- нодъ иредводителъствомъ Елеазара, бросились сыпанный песками, нанесенными вѣтромъ съ въ эту крѣпость, откуда они угрожали римля- моря, и вѣроятно, поднятый подземными си- намъ. ГІослѣдніе предприняли правильную оса- лами, находится теперь въ поясѣ садовъ, на ду Мазадской скалы; они опоясали основаніе сѣверѣ отъ горки, на которой стоитъ городъ *). ея циркуываллаціонной стѣной, которая суще- Берегъ, почти прямолинейный, продолжается ствуетъ и теперь еще, воздвигли противъ за- съ сѣверо-востока на юго-западъ, подвергаясь падиаго перешейка широкую платформу для непрерывному удару морской волны, гдѣ пле- расположенія своего лагеря, и черезъ оврагъ, щутся акулы: здѣсь-то, согласно легендѣ, пере- отдѣлявшій ихъ отъ замка, перекинули мостъ даваемой Плиніемъ и Іосифомъ Флавіемъ вы- для атаки. Первая ограда была скоро форси- силась скала, къ которой была прикована на рована; затѣмъ слѣдовалъ послѣдній приступъ, цѣпь Андромеда 2). Передъ Яффой цѣпь под- но за стѣнами не видно было болѣе ни одного водныхъ камней, длиной около 300 метровъ, защитника: предпочитая добровольную смерть образуетъ волноразбиватель и защищаетъ ма- свободныхъ людей подлой смерти отъ руки не- ленькую гавань, гдѣ барки и мелкія суда, си- пріятеля, всѣ осажденные перерѣзали другъ дящія не глубже 2 или 3 метровъ, находятъ друга; когда римляне ворвались въ крѣпость, убѣжище. Но обыкновенныя суда и пароходы, они нашли тамъ въ живыхъ только двухъ жен- совершающіе правильные рейсы между портами щинъ и пятерыхъ дѣтей. Это былъ послѣдній этого побережья, останавливаются въ верстѣ эпизодъ еврейской независимости. отъ берега, готовые каждую минуту сняться съ Іерусалимъ соединенъ съ моремъ колесной якоря, если поднимается вѣтеръ, грозящій не­ дорогой, длиной около 50 километровъ, вдоль гнать ихъ къ берегу. Въ этихъ водахъ море которой идетъ телеграфная линія, и которую всегда волнуется; когда дуютъ опасные сѣ- долженъ замѣнить желѣзный путь, давно уже веро-западные вѣтры, пакетботы не могутъ начерченный на картѣ, но еще не начатый по- останавливаться передъ Яффой и нродолжаютъ стройкой; впрочемъ, сооруженіе его обойдется свой путь къ Портъ-Саиду или къ Хаифѣ, довольно дорого, по причинѣ неравенства чтобы тамъ выгрузить товары. Но зяачитель- подъемовъ, которые будутъ въ среднемъ отъ ное пассажирское движеніе, доходящее въ 12 до 13 метровъ на километръ. У западнаго среднемъ до 80.000 лицъ, и товарное движеніе основанія горъ, въ равнинѣ морскаго побѳ- между Яффой и Іерусалимомъ, простирающее- режья, недалеко отъ древняго Модина, родины ся до 150.000 тоннъ въ годъ, при томъ возра- Маккавеевъ, два сосѣдніе городка, Луддъ и стающее съ каждымъ годомъ, оправдывали бы . Рамлехъ, окружены воздѣланными землями; сооруженіе искусственнаго порта въ глубокой но, какъ показываетъ самое названіе Рамлехъ, водѣ: по проекту инженеровъ, этотъ портъ, съ тутъ уже начинаются пески, и вплоть до Яф- двумя входами, однимъ на сѣверѣ, другимъ на фы не увидишь никакой растительности, кро- югѣ, защищаемыми волноразбивателемъ дли- мѣ какъ около селеній, гдѣ резервуары прини- ной около 360 метровъ, открывался бы внѣ маютъ воду временныхъ потоковъ или уади, цѣпи подводныхъ камней, представляя судамъ Самый городъ Яффа, то-есть «Холмъ», распо- водную площадь, превышающую 3 гектара при ложенъ на горкѣ, въ оазисѣ, пространствомъ 8 метрахъ глубины; обширныя пространства около 8 квадр. километровъ, который осаждает- земли, завоеванный при этомъ у скалъ и моря, ея съ сѣвера и съ юга грядами дюнъ; каналы, — — проведенные изъ временныхъ потоковъ, и нѣ- <) 0scar Fraasi) чАц8 dera orient1, сколько колодцевъ, гдѣ скопляются просачи- 2) и. биёгіг, „Description do la Palestine". 7 7 5 ГЛАВА V.— АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. '< b

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz