Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

7 7 3 С0РІЯ, ПАЛЕСТИНА, СИНАЙ. 7 7 4 ство жидовъ отправляются каждое утро за го- родскія стѣны перекупать съ проходящихъ во- зрвъ сельскія произведенія, чтобы затѣмъ про­ давать ихъ съ лотковъ на улицахъ города. Населеніе Іерусалимавъ 1891 году, въ при- близительныхъ числахъ: евреевъ— 18.000 жит.; христіанъ различныхъ наименованій— 16.000 жителей, мусульманъ— 7.000 жит. Съ Масличной горы, на одной изъ вершинъ которой стоитъ мечеть Вознесенія, открывает­ ся обширный видъ, охватывающій большую часть Палестины, съ одной стороны до горъ Самаріи и плоскихъ возвышенностей Гала- адъ, съ другой до горныхъ вершинъ Моава и Идумеи, за глубокую пропасть, гдѣ виднѣют- ся свинцовыя воды Мертваго моря. На запа- дѣ Средиземное море скрыто за сосѣдними вы­ сотами Іерусалима. У себя подъ ногами ви­ дишь Іосафатову долину, съ ея безчисленны­ ми могильными камнями, первыми, которые, по еврейскимъ предсказаніямъ, распадутся при трубномъ гласѣ страшнаго суда. Замѣчатель- нѣйшіе античные памятники въ окрестностяхъ Іерусалима—погребальные склепы, особенно гробницы, называемый гробницами «Судей» и другія гробницами «Царей», гдѣ найдены за- мѣчательные саркофаги, хранящіеся теперь въ Луврскомъ музеѣ. Повсюду встрѣчаешь рели- гіозныя зданія, изъ которыхъ каждое имѣетъ свою легенду, и къ которымъ греки или лати­ няне ходятъ на богомолье. Любопытнѣйшій монастырь въ окрестностяхъ — монастырь Маръ-Саба или св. Саввы, древняя обитель ессеянъ, пріютившаяся на вершинѣ известко­ вой скалы, надъ глубокимъ «Огненнымъ ущельемъ», въ которомъ текутъ воды потока Кедронъ; небольшой садъ, съ одинокой паль­ мой, виситъ на склопѣ скалы иодлѣ монастыр- скихъ стѣнъ, но въ другихъ мѣстахъ не вид­ но ни одного деревца, ни. одного пучка травы, только бѣловатый камень, да темная разсѣли- на. Перестроенный на средства Россіи, мона­ стырь Маръ-Саба—одинъ изъ богатѣйшихъ въ ІІалестинѣ, тѣмъ не менѣе онъ служитъ мѣ- стомъ ссылки, и находящіеся тамъ монахи при­ сланы туда въ наказаніе за проступки или ересь *). Виѳлеемъ, «Домъ хлѣба», лежитъ въ 8 ки- лометрахъ къ югу отъ Іерусалима, среди хол­ мовъ, покрытыхъ виноградниками и масличны­ ми рощами; населеніе его состоитъ въ боль- шинствѣ изъ латинянъ и ягаветъ главнымъ образомъ на барыши, которые ему доставляетъ продаяга различныхъ предметовъ святости: ме­ далей, четокъ, крестиковъ всякаго рода, до пы­ ли святыхъ мѣстъ включительно. Группа виѳ- леемскихъ церквей и монастырей, такъ же, какъ храмъ Гроба Господня въ Іерусалимѣ, соста­ вляетъ совокупность строеній безъ всякой сим- метріи, принадлежащих!» различнымъ ■рели- гіознымъ общинамъ: та или другая галлерея, лѣстница или дверь пропускаетъ только гр;е- ковъ; въ другихъ мѣстахъ одни только латиня­ не или армяне имѣютъ право входа. Главная трапеза, базилика Рождества Христова, пре­ красное зданіе первой половины четвертаго столѣтія, есть общая собственность грековъ и армянъ; католикамъ дозволено только прохо- дитыю хорамъ. Подъ этой церковью находит­ ся пещера, вымощенная мраморомъ и развѣт- вляюіцаяся на цѣлый лабиринтъ иодземныхъ галлерей, куда вѣрующіе спускаются, чтобы преклонить колѣна передъ углубленіемъ въ скалѣ, на которое преданіе указываете, какъ на мѣсто рожденія Іѵісуса Христа. На югѣ Іудеи, на томъ же хребтѣ высотъ, какъ Іерусалимъ и Виѳлеемъ, послѣдній мно­ голюдный городъ по направленно къ пусты- нѣ—Хевронъ (Мамре), градъ Эль-Халиля или «Друга Божія», названный такъ, какъ и Ор­ фа, въ память Авраама. Согласно легендѣ, ко­ торая не встрѣчала невѣрующихъ между сред- невѣковыми христіанами, но которую сильно оспариваютъ дамасскіе арабы, отстаиваюіціе права своего города, это будто бы въ сосѣд- ствѣ Хеврона, близъ могилы Авраама, нахо­ дятся слои красной глины, послужившей ма- теріаломъ для сотворенія перваго человѣка. Въ былыя времена, богомольцы отправлялись толпой въ Хевронъ, чтобы созерцать это род­ ное мѣсто человѣческаго рода и собирать ко­ мочки той земли, изъ которой они считали се­ бя происшедшими. Святое мѣсто въ Хевронѣ — мечеть Авраама, которая стоитъ на восточной сторонѣ потока Эль-Халиль, навершинѣ амфи­ театра домовъ, образуема.го главнымъ кварта- ломъ. Эта мечеть, частію высѣченная въ скалѣ, была нѣкогда церковью, а еще ранѣе синаго­ гой, зданія слѣдовали одно за другимъ на этомъ мѣстѣ, но внѣшняя ограда, сложенная изъ боль­ ших’]» камней, повидимому, очень древней по­ стройки: археологи приписываютъ ей около трехъ тысячъ лѣтъ существовавія. ІІодъ ме- четыо идете двойная пещера, которую много- вѣковое преданіе называете пещерой Махне- лой, гдѣ Авраамъ, Сарра, Исакъ, Ревекка, Іа- ковъ, Лія были «взяты на лоно своихъ от- цовъ». Еще недавно мечеть ,была открыта од­ нимъ только мусульманамъ; но они и сами не посѣщаютъ гротовъ подъ храмомъ; вѣроятно, что со временъ крестовыхъ походовъ никто не проникалъ въ эти подземелья, развѣ только, можетъ быть, въ 1834 году, когда жители Хе­ врона, осаждаемаго войсками Ибрагима-гіаши, спрятали въ склепы подъ мечетью свои самыя дорогія вещи *). Потокъ «Друга Божія» спускается на юго- западъ къ Беръ-Себаху, последнему мѣстечку *) Conder, „Tent-work in Palestine". *) Conder, „Tent-work in Palestine1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz