Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

771 ГЛАВА Г . — АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 7 7 2 стѣной ограды, чтобы читать пдачъ Іереміи и по крайней ыѣрѣ прикоснуться къ этимъ стѣ- намъ, которыхъ они не могутъ болѣе пересту­ пить. Въ теченіе вѣковъ, послѣ возстаповленія Іѳрусалима императоромъ Адріапомъ, самый городъ былъ закрыть имъ, и при христіан- скомъ владычествѣ, до калифа Омара, они лишь за деньги получали позволеніе приходить, разъ въ годъ, оплакивать свой профанированный храмъ. Въ прогаломъ столѣті-и число іудейскихъ жителей города была ограничено тремя стами. Религіозные памятники христіанъ находятся въ сѣверо-западной части города, между Вио- леемскпми и Дамасскими воротами, на томъ мѣ- стѣ, гдѣ стоялъ храмъ Венеры. Тамъ соедине­ ны въ одно цѣлое строеній, различныхъ по времени и стилю, почти всѣ чтимыя христиа­ нами мѣста, на которыя различныя нредапія, одни сравнительно недавнія, дрѵгія восходя­ щая къ эпохѣ крестовыхъ походовъ и къ вѣку Константина Великаго, указываютъ какъ на мѣсто Страстей Христовыхъ. Церкви, часовни и склепы, нѣкогда обособленные, образуютъ цѣлый лабиринтъ нефовъ (корабль или трапе­ за, то-есть среднее пространство храма) и галлерей, непринадлезішцихъ одному и тому же вѣроисновѣданію; за исключеніемъ проте- стантовъ, главныя христіанскія вѣронсповѣда- нія, нредставленныя въ Палестинѣ, имѣютъ каждое свою долю собственности вокругъ Гро­ ба Господня. Главная трапеза, гдѣ находится «центръ міра», обозначенный столбомъ въ кругѣ изъ бѣлаго мрамора, находится во вла- дѣніи православныхъ греко-восточной церкви; францисканцы тоже имѣютъ свою церковь; за­ ла Голгоѳы (Лобное мѣсто) раздѣлена на двѣ часовни, изъ которыхъ одна принадлежите ла- тинянамъ, а другая грекамъ; криптъ св. Еле­ ны принадлежитъ абиссинскимъ христіанамъ, но армяне имѣютъ тамъ право отправлять бо- гослуженіе, и латиняне удерзкиваютъ за собой одну боковую капеллу. Копты и сирійцы іа- ковиты молятся въ особенномъ предѣлѣ; ка­ мень, называемый «камнемъ ІІомазанія», со­ ставляете общую собственность всѣхъ вѣрую- щихъ, латинянъ и грековъ, армянъ и коп- товъ. Наконецъ, сами турки, въ качествѣ сю- зереновъ и третейскихъ судей, имѣютъ на­ блюдательный постъ у входныхъ дверей храма. Ротонда,, въцентрѣ которой помѣщается Гробъ Господень,—недавней постройки;она соорузке на на общія средства Турцін, владѣющей дерзка- вы, и Россіи и Франціи, представительницъ двухъ соперничающихъ вѣропсповѣданій хри- стіанскаго міра. Маленькій храмъ, гдѣ нахо­ дится Гробъ Господень, есть дѣло грековъ; на- канунѣ Свѣтлаго Христова Воскресенія, пе­ редъ великой заутреней, они тѣснятся вокругъ камня, озкидая пришествія свяіценнаго огня, который ангелъ протягиваетъ епископу черезъ дыру въ стѣнѣ. Въ моменте появленія этого огня, вѣрующіе стремительно бросаются впе- редъ, чтобы зажечь свои свѣчи объ архіерей- скую свѣчу, храмъ вдругъ оглашается радо- стнымъ пѣніемъ, которое иногда смѣшивается съ криками раненыхъ, со стонами и предсмерт- нымъ хрииѣніемъ несчастныхъ, раздавлен- ныхъ неудерэкимымъ потокомъ толпы. Въ 1834 году болѣе четырехъ сотъ труповъ оста­ лись на полу ротонды, и только благодаря вмѣ- шательству мусульманской стражи, подъ ко­ мандой полковника, энергически размахиваю­ щего саблей, подобная катастрофа не повто­ рялась послѣ того '). Существуете обычай мезк­ ду вѣрующими быстро проводить еебѣ по ли­ цу пламенемъ зазкзкенной свѣчи, которое долж­ но опалить только нечестивыхъ. Презкде вѣрую- щіе приносили холстъ, складки котораго они припаливали, и который долзкенъ былъ слу- зісить имъ, въ день смерти, саваномъ 2). Недалеко отъ Гроба Господня находятся иорталъ п стрѣлкп сводовъ страннопріимнаго дома св. Іоанна Іерусалимскаго, обитаемаго нѣкогда «семыо націями» рыцарей: Прован- сомъ, Овернью, Франціей, Италіей, Испаніей, Англіей и Германіей. ІІослѣдняя держава есть единственная, которая съ 1869 года предста­ влена во дворцѣ ордена. ІІо примѣру Россіи и Франціи, Германія захотѣла имѣть свою до­ лю собственности въ сосѣдствѣ Святыхъ Мѣстъ, чтобы построить тамъ церковь и школы, во­ друзить свое знамя. Русскіе водворились за городомъ, подлѣ Дамасскихъ воротъ, на верх­ ней части командующаго городомъ плато, ко­ торое во всѣ времена было мѣстомъ атаки для осаждаюіцихъ: здѣсь они и основали свой религіозный кварталъ, зданія котораго въ од­ но и то зке время монастыри и казармы. Вез- дѣ, въ городѣ и за городомъ, встрѣчаешь ду­ ховный заведенія и конфессіональныя школы, принадлежащія грекамъ, латинянамъ, проте- стаитскимъ сектамъ всякаго наименованія; субсидіи, посылаемыяизъ Европы и изъ Нова­ го Свѣта, дали возможность вновь отстроить городъ почти весь и удвоить его протяженіе. Какъ во времена ветхозавѣтныя, Іерусалимъ— по преимуществу городъ священно-п церков- нослужнтелей< которые, подъ другимъ именемъ, зкивутъ на счете отдаленныхъ общинъ. Про­ мышленности въ немъ нѣтъ никакой, такъ зке, какъ и торговли, если не считать мелкой пе­ рекупной торговли для удовлетворенія мѣстна- го потребленія. Евреи, составляющее съ поло­ вины настояіцаго столѣтія самый многочислен­ ный элементе городскаго населенія, по боль­ шей части ашкиназимы, переселенцы изъ во­ сточной Европы, содерзкимые гсиукой, то-есть денежными пособіями, присылаемыми въ Іе- русалимъ отъ израильтянъ всего свѣта; мнозке- *) Conder, „Toni-work in Palestine". „Мёшоігез du chevalier d’Auvrieux“, 1660.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz