Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
771 ГЛАВА Г . — АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 7 7 2 стѣной ограды, чтобы читать пдачъ Іереміи и по крайней ыѣрѣ прикоснуться къ этимъ стѣ- намъ, которыхъ они не могутъ болѣе пересту пить. Въ теченіе вѣковъ, послѣ возстаповленія Іѳрусалима императоромъ Адріапомъ, самый городъ былъ закрыть имъ, и при христіан- скомъ владычествѣ, до калифа Омара, они лишь за деньги получали позволеніе приходить, разъ въ годъ, оплакивать свой профанированный храмъ. Въ прогаломъ столѣті-и число іудейскихъ жителей города была ограничено тремя стами. Религіозные памятники христіанъ находятся въ сѣверо-западной части города, между Вио- леемскпми и Дамасскими воротами, на томъ мѣ- стѣ, гдѣ стоялъ храмъ Венеры. Тамъ соедине ны въ одно цѣлое строеній, различныхъ по времени и стилю, почти всѣ чтимыя христиа нами мѣста, на которыя различныя нредапія, одни сравнительно недавнія, дрѵгія восходя щая къ эпохѣ крестовыхъ походовъ и къ вѣку Константина Великаго, указываютъ какъ на мѣсто Страстей Христовыхъ. Церкви, часовни и склепы, нѣкогда обособленные, образуютъ цѣлый лабиринтъ нефовъ (корабль или трапе за, то-есть среднее пространство храма) и галлерей, непринадлезішцихъ одному и тому же вѣроисновѣданію; за исключеніемъ проте- стантовъ, главныя христіанскія вѣронсповѣда- нія, нредставленныя въ Палестинѣ, имѣютъ каждое свою долю собственности вокругъ Гро ба Господня. Главная трапеза, гдѣ находится «центръ міра», обозначенный столбомъ въ кругѣ изъ бѣлаго мрамора, находится во вла- дѣніи православныхъ греко-восточной церкви; францисканцы тоже имѣютъ свою церковь; за ла Голгоѳы (Лобное мѣсто) раздѣлена на двѣ часовни, изъ которыхъ одна принадлежите ла- тинянамъ, а другая грекамъ; криптъ св. Еле ны принадлежитъ абиссинскимъ христіанамъ, но армяне имѣютъ тамъ право отправлять бо- гослуженіе, и латиняне удерзкиваютъ за собой одну боковую капеллу. Копты и сирійцы іа- ковиты молятся въ особенномъ предѣлѣ; ка мень, называемый «камнемъ ІІомазанія», со ставляете общую собственность всѣхъ вѣрую- щихъ, латинянъ и грековъ, армянъ и коп- товъ. Наконецъ, сами турки, въ качествѣ сю- зереновъ и третейскихъ судей, имѣютъ на блюдательный постъ у входныхъ дверей храма. Ротонда,, въцентрѣ которой помѣщается Гробъ Господень,—недавней постройки;она соорузке на на общія средства Турцін, владѣющей дерзка- вы, и Россіи и Франціи, представительницъ двухъ соперничающихъ вѣропсповѣданій хри- стіанскаго міра. Маленькій храмъ, гдѣ нахо дится Гробъ Господень, есть дѣло грековъ; на- канунѣ Свѣтлаго Христова Воскресенія, пе редъ великой заутреней, они тѣснятся вокругъ камня, озкидая пришествія свяіценнаго огня, который ангелъ протягиваетъ епископу черезъ дыру въ стѣнѣ. Въ моменте появленія этого огня, вѣрующіе стремительно бросаются впе- редъ, чтобы зажечь свои свѣчи объ архіерей- скую свѣчу, храмъ вдругъ оглашается радо- стнымъ пѣніемъ, которое иногда смѣшивается съ криками раненыхъ, со стонами и предсмерт- нымъ хрииѣніемъ несчастныхъ, раздавлен- ныхъ неудерэкимымъ потокомъ толпы. Въ 1834 году болѣе четырехъ сотъ труповъ оста лись на полу ротонды, и только благодаря вмѣ- шательству мусульманской стражи, подъ ко мандой полковника, энергически размахиваю щего саблей, подобная катастрофа не повто рялась послѣ того '). Существуете обычай мезк ду вѣрующими быстро проводить еебѣ по ли цу пламенемъ зазкзкенной свѣчи, которое долж но опалить только нечестивыхъ. Презкде вѣрую- щіе приносили холстъ, складки котораго они припаливали, и который долзкенъ былъ слу- зісить имъ, въ день смерти, саваномъ 2). Недалеко отъ Гроба Господня находятся иорталъ п стрѣлкп сводовъ страннопріимнаго дома св. Іоанна Іерусалимскаго, обитаемаго нѣкогда «семыо націями» рыцарей: Прован- сомъ, Овернью, Франціей, Италіей, Испаніей, Англіей и Германіей. ІІослѣдняя держава есть единственная, которая съ 1869 года предста влена во дворцѣ ордена. ІІо примѣру Россіи и Франціи, Германія захотѣла имѣть свою до лю собственности въ сосѣдствѣ Святыхъ Мѣстъ, чтобы построить тамъ церковь и школы, во друзить свое знамя. Русскіе водворились за городомъ, подлѣ Дамасскихъ воротъ, на верх ней части командующаго городомъ плато, ко торое во всѣ времена было мѣстомъ атаки для осаждаюіцихъ: здѣсь они и основали свой религіозный кварталъ, зданія котораго въ од но и то зке время монастыри и казармы. Вез- дѣ, въ городѣ и за городомъ, встрѣчаешь ду ховный заведенія и конфессіональныя школы, принадлежащія грекамъ, латинянамъ, проте- стаитскимъ сектамъ всякаго наименованія; субсидіи, посылаемыяизъ Европы и изъ Нова го Свѣта, дали возможность вновь отстроить городъ почти весь и удвоить его протяженіе. Какъ во времена ветхозавѣтныя, Іерусалимъ— по преимуществу городъ священно-п церков- нослужнтелей< которые, подъ другимъ именемъ, зкивутъ на счете отдаленныхъ общинъ. Про мышленности въ немъ нѣтъ никакой, такъ зке, какъ и торговли, если не считать мелкой пе рекупной торговли для удовлетворенія мѣстна- го потребленія. Евреи, составляющее съ поло вины настояіцаго столѣтія самый многочислен ный элементе городскаго населенія, по боль шей части ашкиназимы, переселенцы изъ во сточной Европы, содерзкимые гсиукой, то-есть денежными пособіями, присылаемыми въ Іе- русалимъ отъ израильтянъ всего свѣта; мнозке- *) Conder, „Toni-work in Palestine". „Мёшоігез du chevalier d’Auvrieux“, 1660.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz