Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
7 6 5 СИРІЯ, ПАЛЕСТИНА, СИІІАЙ. 7 6 6 Въ гористой области Самаріи, къ югу отъ равнины или долины Израельскои, стоитъ бо гатый Наблусъ или Наплуза, древній Сихемъ. Нѣкогда религіозный сонерникъ Іерусалима, онъ занимаетъ гораздо болѣе счастливое гео графическое положеніе, чѣмъ святой городъ евреевъ и христіанъ. Расположенный на высо- тѣ 570 метровъ надъ уровнемъ моря, какъ разъ въ точкѣ раздѣла между долинами, спускаю щимися на западъ въ направленіи Средизем наго моря, на востокъ къ Іордану, богатый источниками, которые льются каскадами, окру женный зеленѣющими равнинами, густо раз росшимися вертоградами, благоухающими са дами,—Сихемъ одинъ изъ тѣхъ городовъ, кото рые по своему положенію и своимъ природнымъ выгодамъ должны были возраждаться послѣ каждаго бѣдствія: старый, какъ сама исторія, онъ, однако, сохраняете имя Неаполя или «Но ваго города», данное ему императоромъ Вес- пасіаномъ: это одинъ изъ рѣдкихъ городовъ, которыхъ названіе греческое или римское со хранилось до настоящаго времени. Двѣ горы возвышаются надъ Сихемомъ: на югѣ Гари- зимъ, съ крутыми стѣнами, откуда левиты, об лаченные въ пышныя одѣянія, простирали ру ку, чтобы благословить народъ; на сѣверѣ гора Гевалъ, гдѣ свяіценнодѣйствовали другіе жер- твоприносители, изрекавшіе слова проклятія. Сколько разъ, въ этой борьбѣ, напоминающей вѣчную войну между Ормуздомъ и Ариманомъ, проішшатели, казалось, одерживали верхъ! Сколько разъ былъ разрушаемъ Гаризимскій храмъ, сколько разъ его защитники подверга лись избіенію! Поклонялись Юпитеру, затѣмъ Пресвятой Дѣвѣ, затѣмъ Аллаху на «благосло венной горѣ», и, однако, культъ, который счи тали окончательно уничтоженнымъ, всегда въ концѣ концовъ снова появлялся; събезнримѣр- нымъ упорствомъ, маленькая секта каждый разъ вновь образовывалась, сохраняя свои пре- данія и догматы. Религія «Книги» или «Свя- щеннаго Писанія», какъ Моисеевъ законъ, и исламъ и христіанскія вѣроисповѣданія, эта секта обладаетъ рукописью Пятикнижія и н е которыми другими драгоцѣнными документами, которыми пользовались теологи и гебраисты. Въ числѣ около ста шестидесяти человѣкъ (въ 1881 году ихъ было 98 мужчинъ и 62 женщи ны) *), сихемскіе самаритяне отличаются осо бенной одеждой: они носятъ красный тюрбанъ и тщательно очищаютъ себя отъ всякаго нечи- стаго прикосновенія; строго соблюдаютъ пред- писанія своего закона, воздеряшваются отъ вся каго труда въ день субботній и совершаютъ еще жертвоприношенія на горѣ Гаризимъ, со гласно нредписаніямъ книгъ Левитъ и Второ- законія. И они также ожидаютъ пришествія *) Conder, „Reports Palestine Exploration Fund“,july 1881 . Мессіи, который, по ихъ вѣрованію, сойдетъ на священную гору, чтобы воскресить праведныхъ и увезти ихъ въ своей славѣ. Самарія, которая, не имѣя святости Сихема, была, тѣмъ не менѣе, нѣкоторое время столицей Самаритянскаго царства, потеряла свое древ нее названіе,замѣненноегреческимъназваніемъ Себастъ или Севастъ, Себастіе въустахъ тузеы- цевъ. Скромная деревня не заслуживаетъ бо- лѣе этого титула «Свяіценнаго города» (себас- тосъ по-гречески— священный); но тамъ видны еще остатки «прямой дороги», въ родѣ тѣхъ, которые сохранились въ Пальмирѣ и заіордан- скихъ городахъ; нѣкоторыя уцѣлѣвшія колон ны обозначаклъ еще направленіе древней трі- умфальной аллеи. Лежащая километрахъ въ пятидесяти къ сѣверо-западу отъ Сихема, Са- марія, которую тоже окружаютъ богатыя плаи- таціи, нпвы и сады, имѣла то преимущество, что находилась въ открытой мѣстности, распо лагающей болѣе легкими сообщеніями съ мо ремъ. Ея портъ на морскомъ побережьѣ тоже былъ Себастъ, болѣе извѣстный подъ именемъ Кесаріи или Цезареи (Кайсаріе), данномъ ему тоже въ честь Августа. Въ этомъ мѣстѣ побере жье, окаймленное дюнами, изрѣзано на скалистая бухточки, изъ которыхъ одна, снабженная мо лами и волноразбивателями, сдѣлалась въ пра^- вленіе Ирода самой оживленной гаванью 11а- лестинскаго берега. Послѣ разрушенія Іеруса- лима императоромъ Титомъ, Кесарія Палестин ская была столицей Іудеи, и празднества по случаю возведенія ея въ этотъ рангъ начались избіеніемъ тысячъ евреѳвъ на аренѣ амфите атра. Неоднократно подвергшаяся осадамъ и штурмамъ во время различныхъ войнъ, опусго- шавшихъ Сирію, Кесарія была окончательно разорена въ концѣ тринадцятаго столѣтія; те перь она посѣщается только арабами, приходя щими искать камней для построекъ въ Яффѣ, Рамлехѣ, Бейрутѣ. Ограда, занимаемая нѣкогда рыцарями ордена св. Іоанна Іерусалимскаго, была отдана султаномъ императору герман скому. Несмотря на свое названіе, Іерусалимъ, «ІІаслѣдіе міра», обязанъ своимъ происхождё- ніемъ своему стратегическому положенію на скалѣ, легко защитимой и командующей хреб- томъ южной Іудеи мелсду покатостями Среди земнаго и Мертваго морей. Завоеванная ца- ремъ Давидомъ у іевусеевъ, крѣпость была пре образована въ могущественную столицу, кото рая вскорѣ, въ царствованіе Соломона, сдѣла- лась, вѣроятно, многолюднѣйшимъ городомъ всей Сирійской области. Но черезъ немного лѣтъ послѣ этой эпохи господства, «Градъ Давида» отворилъ свои ворота египтянамъ. Филистим ляне, арабы, затѣмъ опять египтяне занимали его впослѣдствіи; потомъ ассиріяне, въ свою очередь, овладѣли имъ: храмъ былъ разрушенъ до основанія, и городскія стѣны срыты. По
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz