Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

7 6 5 СИРІЯ, ПАЛЕСТИНА, СИІІАЙ. 7 6 6 Въ гористой области Самаріи, къ югу отъ равнины или долины Израельскои, стоитъ бо­ гатый Наблусъ или Наплуза, древній Сихемъ. Нѣкогда религіозный сонерникъ Іерусалима, онъ занимаетъ гораздо болѣе счастливое гео­ графическое положеніе, чѣмъ святой городъ евреевъ и христіанъ. Расположенный на высо- тѣ 570 метровъ надъ уровнемъ моря, какъ разъ въ точкѣ раздѣла между долинами, спускаю­ щимися на западъ въ направленіи Средизем­ наго моря, на востокъ къ Іордану, богатый источниками, которые льются каскадами, окру­ женный зеленѣющими равнинами, густо раз­ росшимися вертоградами, благоухающими са­ дами,—Сихемъ одинъ изъ тѣхъ городовъ, кото­ рые по своему положенію и своимъ природнымъ выгодамъ должны были возраждаться послѣ каждаго бѣдствія: старый, какъ сама исторія, онъ, однако, сохраняете имя Неаполя или «Но­ ваго города», данное ему императоромъ Вес- пасіаномъ: это одинъ изъ рѣдкихъ городовъ, которыхъ названіе греческое или римское со­ хранилось до настоящаго времени. Двѣ горы возвышаются надъ Сихемомъ: на югѣ Гари- зимъ, съ крутыми стѣнами, откуда левиты, об­ лаченные въ пышныя одѣянія, простирали ру­ ку, чтобы благословить народъ; на сѣверѣ гора Гевалъ, гдѣ свяіценнодѣйствовали другіе жер- твоприносители, изрекавшіе слова проклятія. Сколько разъ, въ этой борьбѣ, напоминающей вѣчную войну между Ормуздомъ и Ариманомъ, проішшатели, казалось, одерживали верхъ! Сколько разъ былъ разрушаемъ Гаризимскій храмъ, сколько разъ его защитники подверга­ лись избіенію! Поклонялись Юпитеру, затѣмъ Пресвятой Дѣвѣ, затѣмъ Аллаху на «благосло­ венной горѣ», и, однако, культъ, который счи­ тали окончательно уничтоженнымъ, всегда въ концѣ концовъ снова появлялся; събезнримѣр- нымъ упорствомъ, маленькая секта каждый разъ вновь образовывалась, сохраняя свои пре- данія и догматы. Религія «Книги» или «Свя- щеннаго Писанія», какъ Моисеевъ законъ, и исламъ и христіанскія вѣроисповѣданія, эта секта обладаетъ рукописью Пятикнижія и н е ­ которыми другими драгоцѣнными документами, которыми пользовались теологи и гебраисты. Въ числѣ около ста шестидесяти человѣкъ (въ 1881 году ихъ было 98 мужчинъ и 62 женщи­ ны) *), сихемскіе самаритяне отличаются осо­ бенной одеждой: они носятъ красный тюрбанъ и тщательно очищаютъ себя отъ всякаго нечи- стаго прикосновенія; строго соблюдаютъ пред- писанія своего закона, воздеряшваются отъ вся­ каго труда въ день субботній и совершаютъ еще жертвоприношенія на горѣ Гаризимъ, со­ гласно нредписаніямъ книгъ Левитъ и Второ- законія. И они также ожидаютъ пришествія *) Conder, „Reports Palestine Exploration Fund“,july 1881 . Мессіи, который, по ихъ вѣрованію, сойдетъ на священную гору, чтобы воскресить праведныхъ и увезти ихъ въ своей славѣ. Самарія, которая, не имѣя святости Сихема, была, тѣмъ не менѣе, нѣкоторое время столицей Самаритянскаго царства, потеряла свое древ­ нее названіе,замѣненноегреческимъназваніемъ Себастъ или Севастъ, Себастіе въустахъ тузеы- цевъ. Скромная деревня не заслуживаетъ бо- лѣе этого титула «Свяіценнаго города» (себас- тосъ по-гречески— священный); но тамъ видны еще остатки «прямой дороги», въ родѣ тѣхъ, которые сохранились въ Пальмирѣ и заіордан- скихъ городахъ; нѣкоторыя уцѣлѣвшія колон­ ны обозначаклъ еще направленіе древней трі- умфальной аллеи. Лежащая километрахъ въ пятидесяти къ сѣверо-западу отъ Сихема, Са- марія, которую тоже окружаютъ богатыя плаи- таціи, нпвы и сады, имѣла то преимущество, что находилась въ открытой мѣстности, распо­ лагающей болѣе легкими сообщеніями съ мо­ ремъ. Ея портъ на морскомъ побережьѣ тоже былъ Себастъ, болѣе извѣстный подъ именемъ Кесаріи или Цезареи (Кайсаріе), данномъ ему тоже въ честь Августа. Въ этомъ мѣстѣ побере­ жье, окаймленное дюнами, изрѣзано на скалистая бухточки, изъ которыхъ одна, снабженная мо­ лами и волноразбивателями, сдѣлалась въ пра^- вленіе Ирода самой оживленной гаванью 11а- лестинскаго берега. Послѣ разрушенія Іеруса- лима императоромъ Титомъ, Кесарія Палестин­ ская была столицей Іудеи, и празднества по случаю возведенія ея въ этотъ рангъ начались избіеніемъ тысячъ евреѳвъ на аренѣ амфите­ атра. Неоднократно подвергшаяся осадамъ и штурмамъ во время различныхъ войнъ, опусго- шавшихъ Сирію, Кесарія была окончательно разорена въ концѣ тринадцятаго столѣтія; те­ перь она посѣщается только арабами, приходя­ щими искать камней для построекъ въ Яффѣ, Рамлехѣ, Бейрутѣ. Ограда, занимаемая нѣкогда рыцарями ордена св. Іоанна Іерусалимскаго, была отдана султаномъ императору герман­ скому. Несмотря на свое названіе, Іерусалимъ, «ІІаслѣдіе міра», обязанъ своимъ происхождё- ніемъ своему стратегическому положенію на скалѣ, легко защитимой и командующей хреб- томъ южной Іудеи мелсду покатостями Среди­ земнаго и Мертваго морей. Завоеванная ца- ремъ Давидомъ у іевусеевъ, крѣпость была пре­ образована въ могущественную столицу, кото­ рая вскорѣ, въ царствованіе Соломона, сдѣла- лась, вѣроятно, многолюднѣйшимъ городомъ всей Сирійской области. Но черезъ немного лѣтъ послѣ этой эпохи господства, «Градъ Давида» отворилъ свои ворота египтянамъ. Филистим­ ляне, арабы, затѣмъ опять египтяне занимали его впослѣдствіи; потомъ ассиріяне, въ свою очередь, овладѣли имъ: храмъ былъ разрушенъ до основанія, и городскія стѣны срыты. По

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz