Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

149 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГИМАЛАЙ. 1 5 0 подъ-рядъ ‘). Оттого многіе изъ англійскихъ резидентов'і> предпочли поселиться внизу, въ долииѣ Дера, болѣе жаркой, правда, но зато гораздо лучше защищенной отъ вѣтровъ и дождей. Хорошенькій городокъ Дера, или Дехра, лежащій всего только на высотѣ 700 метровъ,— не англійскаго основания; онъ возникъ въ сем- надцатомъ столѣтіи, вокругъ храма, построен- наго однимъ сейхскимъ проповѣдникомъ, кото­ рый приписывалъ себѣ способность умирать и воскресать по произволу. Храмъ этотъ суще­ ствуешь до сихъпоръ; высокій порталъ и эмаль- ированный куполъ составляютъ главную красу этого замѣчательнѣйшаго зданія долины. Ан- глійскій кварталъ, расположенный за чертой индусскаго города, обставленъ по бокамъ ка­ зармами, какъ всѣ другія мѣстопребыванія, выбранныя европейцами. Здѣсь же, въ Дерѣ, Остъ-индское тригонометрическое бюро уста­ новило свою главную квартиру, важнѣйшій центръ для изученія географіи Индустана и Гималайскихъ горъ. Городъ Дера, хотя лежащій уже на покато­ сти истеченія Ганга, находится въ очень близ- комъ разстояніи отъ водораздѣлыіаго хребта или порога долины дунъ, и воды, поворачивая мало-по-малу свои русла, такъ чтобы течь па­ раллельно цѣпи Сиваликъ, спускаются между лѣсистыхъ холмовъ, съ одной стороны—къ Ган­ гу, съ другой—къ Джамнѣ. Прекрасная долина съ двойнымъ скатомъ, совершенно отделен­ ная отъ остальнаго Индустана цѣпью Сиваликъ и сообщающаяся съ равнипами лишь двумя «воротами» рѣкъ и брешами горъ, не могла не получить важнаго значенія въ индусской миеологіи; эпопеи сдѣлали ее мѣ- стомъ убѣжища сыновей Панду; туда же Рама ходилъ на покаяніе; безчисленныя легенды связываютъ съ каждою горкой, съкаждымъ ис- точникомъ, съ каждымъ лѣскомъ этой долины какое-нибудь воспоминаніе о богѣ змѣй, о Сивѣ, Индрѣ или другихъ божествахъ. Здѣсь же нахо­ дится одинъ изъ древнѣйшихъ памятннковъ Индіи, свидѣтельствующій о святости этого края: это—большой эрратическій камень (кварцъ), ле- жащій на террасѣ, господствующей надъ ира- вымъ берегомъ Джамны, недалеко отъ сліянія ея съ Тонсой. Эта знаменитаяскала, извѣстная подъ названіемъ «камня Калси» (по имени од­ ной сосѣдней деревни), носитъ на себѣ изобра- женіе слона и скрижали буддійскаго закона, начертанныя по повелѣнію императора Асоки, за 2150 лѣтъ до нашей эпохи. Очевидно, мѣсто, гдѣ Джамна, усиливаемая Тонсой, проникаешь въ долину дунъ, считалось тогда рубежемъ Индіи. Брешь, гораздо болѣе доступная, черезъ которую Джамна окончательно вступаетъ въ равнину, пройдя передъ тѣмъ дуну и принявъ въ себя вытекающія изъ нея воды, кажется, далеко не имѣла такой важности, какъ священ­ ное мѣсто. Тамъ до сихъ поръ видны еще, на берегу рѣки, которая въ этомъ мѣстѣ развѣт- вляется вокругъ лѣсистыхъ острововъ, остатки Бадшахъ-Магала, загороднаго охотничьяго дворца Великаго Могола. Въ наши дни, какън во времена Акбара и Джехангира, сосѣднія го­ ры служатъ убѣжищемъ слонамъ, тиграмъ, лео- пардамъ и другимъ животнымъ дикой фауны. Сдѣлавшись однимъ изъ центровъ бритаи- скаго вліянія въ Индѵстанѣ, долина Дера-дунъ снова пріобрѣла, съ точки зрѣнія земледѣлія, ту важность, которую она утратила-было при господствѣ гуркасовъ; каналы, перерѣзывав- шіе во всѣхъ направленіяхъ долину, были воз- становлены или замѣнены другими, джунгли расчищены во второй разъ, и подъ сѣнью ман- говыхъ рощъ, вокругъ которыхъ тѣмъ време- немъ успѣли уже разростись болыпіе пустын­ ные лѣса, опять появились хижины. Въ краѣ были введены нѣкоторыя новыя культуры, между прочимъ, разведеніе чайнаго дерева, и переселенцы изъ всѣхъ сосѣднихъ провинцій. даже изъ Афганистана, стекаются на эти план- таціи. Съ1815 года, эпохи изгнанія гуркасовъ, число жителей утроилось, и новые элементы прибавились къ прежнему населенію, браман- скому и раджпутскому. Тамъ и сямъ встрѣча- ются еще кое-какіе остатки племенъ мера п думъ, которыя, какъ полагаютъ, и были абори­ генами страны. Мера боязливо держатся особ- някомъ въ глуши лѣсовъ близъ Ганга, тогда, какъ думъ, чернокожіе, съ курчавыми волоса­ ми *), были распространены во всѣхъ частяхъ долины, гдѣ они работали, какъ невольники. Изъ ненависти къ своимъ бывшимъ угнетате- лямъ, индусамъ, нѣкоторые изъ нихъ перешли въ магометанскую или въ христіанскую вѣру. Верхній бассейнъ Ганга, болѣе обширный, чѣмъ бассейнъ Джамны, начинается на тибет­ ской границѣ, на южномъ склонѣ Загималай- ской цѣпи; сѣверная вѣтвь, Вхагирати-ганга, получаешь даже изъБодъ-юла (Тибета), черезъ страшньтя Ииланскія ущелья, свой самый зна­ чительный нритокъ, Джаневи. ІІотокъ, кото­ рый считаютъ истинною Ган гой, или Гангомъ, хотя онъ катишь не наибольшее количество воды, вытекаешь навысотѣ 4.206 метровъ изъ- подъ передней арки ледника, оканчивающагося потрескавшимися стѣнами, высотой около 100 метровъ (47 саженъ); это и есть тотъ «ротъ Коровы», о которомъ говорятъ легенды, но котораго, быть можетъ, ни одинъ изъ его обо­ жателей не видѣлъ до тѣхъ поръ, пока Годг- сонъ, въ 1817 году, и другіе европейскіе пу­ тешественники, взбираясь надъ пропастями, по глубокимъ снѣгамъ и обваламъ, не взошли на самый ледникъ истока священной рѣки; тамъ- *) Carl von Hiigel, „Kashmir unddas Reich dar Seik“. *) Hunter, „Imperial Gazetteer of India".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz