Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

7 5 1 ГЛАВА V . — АЗІАТСКАЯ ТУРЦГЯ. 752. городскія поселенія. Главное изъ няхъ, по чи­ слу и промышленной и торговой дѣятельности жителей—Залехъ, городъ сирійскихъ и гре- ческихъ христіанъ. построенный амфитеатромъ на скатахъ холма, который раздѣленъ водопа- домъ, образуемымъ однимъ нотокомъ; на сѣ- верѣ, склоны опять повышаются къ массиву Джебель-Саннинъ; имя города напоминаетъ «соскальзываніе» почвы, вслѣдствіе котораго <>нъ спустился съ болѣе высокаго уровня *). Городъ окруженъ виноградниками, а въ со- сѣдней равнинѣ всѣ ручьи окаймлены тополя­ ми. Промежуточный этанъ между Бейрутомъ и Дамаскомъ, Залехъ служитъ мѣстомъ житель­ ства многочисленнымъ погонщикамъ муловъ и конвоирамъ, пользующимся всеобщпмъ довѣ- ріемъ. Бальбекъне простая развалина храма, стоя­ щая средиліустыни, какъ можно заключить изъ иѣкоторыхъ огшсаній: это—маленькій городъ, гдѣ есть даже каравансарай для арабовъ, отель и телеграфъ для европейскихъ путешествен­ никовъ; стѣна длиной около трехъ километровъ окружаетъ нѣсколько сотенъ домовъ, гдѣ жи­ вутъ, какъ и въ другихъ городахъ Сиріи, об­ щины, принадлежащія къ различнымъ рели- гіямъ. Хотя войны и вѣковое угнетеніѳ доста­ точно объясняютъ упадокъ Бальбека, какъ н многихъ другихъ городовъ турецкой Азіи, все- таки удивительно, что городъ, занимающій та­ кое счастливое географическое положение, въ этой благодатной области Келе-Сиріи, на едва замѣтномъ водораздѣльномъ порогѣ, отдѣляю- щемъ бассейнъ р. Лейтани отъ бассейна Орон­ та, не сохранилъ болѣе много числеянаго на­ селения и болѣе дѣятельнаго торговаго движе- нія. Безъ всякаго сомнѣнія, Бальбекъ снова пріобрѣгетъ значеніе между горами Снріи; древ- нія культурный террасы, на скатахъ окре- стныхъ высотъ, ожидаютъ только земледѣльцевъ, чтобы снова зазеленѣть и зацвѣсти: часть рав­ нины принадлежитъ уже европейскимъ спеку- лянтамъ, которые завели тамъ хозяйство и воздѣлываютъ хлѣбныя растенія, бобы,.хлоп­ чатнику виноградъ. Колесная дорога, вѣтвь пути изъ Бейрута въ Дамаскъ, соединяетъ въ настоящее время Бальбекъ съ берегомъ Сре­ диземнаго моря 2). Руины памятниковъ, составлявшихъ красу и славу города Солнца, находятся на западѣ. Круглый храмъ, очень поврежденный време- немъ, стоитъ особнякомъ въ равнинѣ; далѣе, скучены въ одномъ мѣстѣ всѣ другія древнія зданія, храмъ Солнца, храмъ Юпитера, пропи­ леи, циклопическія стѣны. «Это едва-ли не црекраснѣйшія развалины, какія существуютъ въ свѣтѣ!—восклицаетъ одинъ путешествен­ никъ 3). То, что еще уцѣлѣло отъ древняго го- *) Michaud et Poujoulat, „Correspon lance d’Orient“ . 3) Lovett Cameron, Our Highway to India11. a) Lortet, „Tour du Monde“, 2-e semestre 1882. рода, маловажно въ сравненіи съ тѣмъ, что- разрушено землетрясеніями и людьми; стволы колоянъ, лежаіціе въ разброску на каменныхъ плитахъ, болѣе многочисленны, чѣмъ цѣльныя колонны, которыя еще высоко вздымаютъ въ голубыя воздушный пространства свои коринѳ- скія капители и антаблементы; но эти разва­ лины импонируютъ своимъ величественнымъ видомъ. Удивленный путешественникъ восхи­ щается красотой пропорцій, высотой колоннь, богатствомъ, можетъ быть, нѣсколько тяжело- ватымъ, скульптурныхъ украшеній; особенно передъ циклопическими стѣнами онъ прихо­ дить въ изумленіе при видѣ огромныхъ камен­ ныхъ глыбъ, которыя трудъ человѣка смогъ употребить въ дѣло. Эти массы единственный въ Азіи по своимъ чудовищнымъ размѣрамъ- Недоумѣваешь, какъ могли тысячи рабочихъ, даже пользуясь помощью машинъ, группиро­ ваться въ отряды, дѣйствовавшіе въ достаточ­ но хорошемъ порядкѣ, чтобы поднимать, пере­ возить, устанавливать на мѣсто подобный гро­ мады. Кладка стѣнъ представляетъ цѣльныя глыбы камня, имѣющія до 11 метровъ въ дли­ ну, при нѣсколышхъ метрахъ ширины и тол­ щины; есть монолиты, объемъ которыхъ исчи- сляютъ въ 300 слишкомъ кубическ. метровъ, а вѣсъ въ 800 тоннъ '). Одинъ камень, кото­ рый показываютъ еще въ каменоломнѣ, въраз- стояніи километра, и который, безъ сомнѣнія, былъ предназначенъ служить цоколемъ во вну­ тренней колоннадѣ, имѣетъ 432 кубическ. ме­ тра въ объемѣ, а вѣсъ его превышаетъ 1.000> тоннъ (болѣе 60.000 пудовъ); одинъ дефект­ ный обелискъ, оставшійся въ другой камено- ломнѣ, имѣетъ свыше 30 метровъ въ длину[ Самый большой менгиръ Бретани, въ Локъ- Маріа-Керъ, вѣсилъ только 250 тоннъ а), то- есть меньше четверти глыбы, высѣченной въ сирійской каменоломнѣ; единственный долменъ въ Еврогіѣ, превосходящій по величинѣ баль- бекскіе монолиты —антверпенскій, объемъ ко­ тораго равняется 945 кубическ. метровъ; эр­ ратическая глыба гранита, на которой стоитъ конная статуя Петра Великаго, въ ГІетербур- гѣ, вѣситъ около 1.500 тоннъ. Что значатъ, въ сравненіи съ этими гигантскими массами, перенесенными безъ помощи другихъ машинъ, кромѣ канатовъ, рычаговъ и воротовъ, огром­ ные кубы бетона, нагроможденные въ нашихъ волноразбивателяхъ? Города Ливана и Анти-Ливана, съ ихъ при- близительнымъ населеніемъ: Бейрутъ— 120.000 жит., Триполи съ Ель- Мина— 30.000 жит., Залехъ —13.000 жит., Саида (Сидонъ)— 9.500 жит., Деиръ-этъ-Ка- маръ— 8.000 жит., Джебайль (Библосъ)— 8.000 жит., Суръ (Тиръ)—5.000 жит., Валь- ' ) Sepp, „Geographisches Geselischaft zu Mimchen“!. 1875. 3j Gabriel de Mortillet, „Le Prčhistorique11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz