Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
743 ГЛАВА Г . — АЗІАТСКАЯ Т У РДШ . 744 тоже совершенно пришелъ въ упадокъ и зани маетъ лишь небольшую часть городской огра ды, которая была построена крестоносцами. Библосъ, «Святой городъ», гдѣ поклонялись башнѣ Ваалатъ, то-есть «Дамѣ», игдѣ родился богъ Таммузъ, «Сынъ жизни»,Адонисъ грековъ, есть одинъ изъ древнѣйшихъ городовъ въ свѣтѣ; онъ предшествовалъ Тиру и Сидону, и самая древность дала ему право на святость. Маленькая гавань, пространствомъ не больше гектара, разстилается полукругомъ передъ го родомъ, защищенная отъ вѣтровъ и волнеяія полуразрушеннымъ моломъ. Джебайль, всѣ ан тичные памятники котораго были системати чески разрушены христіанами, заключаешь въ своихъ стѣиахъ только сродневѣковыя разва лины; но окрестныя скалы высѣчѳны въ видѣ обширныхъ некрополей; нѣкоторыя мѣста по гребшая состоять изъ естественныхъ пещеръ, запортыхъ при входѣ каменными плитами, безъ всяішхъ надписей и украшеній. Въскалѣ видно еще древнее русло, вырытое съ цѣлыо прове сти въ Библосъ воды священной рѣки Адони са, называемой арабами Нахръ-Ибрагимъ (рѣ- ка Авраама) *). Сельскія местности вокругъ Джебайля производятъ славяіційся превосход нымъ качествомъ табакъ, который посылается отсюда въ Латакію или Лаодикѳю, гдѣ его под- вер гаютъ окончательной обработкѣ. На югѣ, богатыя маронитскія долины Кесруана отпра- вляютъ часть своихъ земледѣльческихъ произ- веденій черезъ бухту Джупи. Бейрутъ, важнѣйшій по торговлѣ и самый многолюдный городъ сирійскаго побережья и одинъ изъ красивѣйшихъ городовъ по своей чудной панорамѣ, которую, по выраженію од ного путешественника, «смѣло можно поставить на-ряду съ панорамой Неаполя и Константино поля2) ,—тоже ведетъ свое начало со временъ глубокой древности: это—Беритъ финикіянъ, основанный богомъ Эль въ одинъ день съ Биб- лосомъ. «Онъ былъ первый городъ, который Время, сотворенное одновременно съ нимъ, увидѣло появившимся на землѣ; это корень жизни, колыбель городовъ, первоначальная ца рица м іра3). Финикійско-римскій городъ нахо дился восточнѣе, при рѣкѣ, называемой нынѣ Пахръ-Бейрутъ; онъ постепенно передвинулся къ западу, по направленно къ мысу, образую щему самый острый выступъ прибережья на сѣверѣ отъ горы Кармель или Кармилъ. Одна ко, морской берегъ плохо заіцищенъ въ этихъ водахъ, и судамъ, стоящимъ на якорѣвъ рейдѣ, часто приходится страдать отъ бурь и непогодъ. Городъ, не обнесенный стѣнами, тянется по берегу моря на пространствѣ нѣсколькихъ ки лометровъ, а задніе кварталы его продолжают ся внутрь материка на первыхъ скатахъ хол- ’) Renan, „Mission en Ph^nicie". s ) F r. Lenorinarit, „E x p lo r a t io n 15 juin 1883. 3) Nonnos, „Dyoniaiiiques11, нѣснь 41. мовъ; далѣе виллы сотнями разсѣянына высо тахъ среди садовъ и пальмовыхъ рощъ. Съ за падной стороны, дюны изъ краснаго песку по степенно засыпаютъ сады; движеніе песча- ныхъ горокъ совершенно останавливается на югѣ тамъ, гдѣ тѣсно скучены огромныя сос ны и ели, шумящія при морскомъ вѣтрѣ: этотъ боръ «sapinoie», какъ его называетъ Гильомъ Тирскій, историкъ крестовыхъ походовъ, со ставляетъ славу Бейрута, который отъ него, вѣроятно, и получилъ это имя. Среди круга домовъ и засѣянныхъ полей, опоясывающихъ лѣсъ, можно подумать, что находишься гдѣ-ни • будь въ пустынѣ: городской шумъ смѣшивается съ шумомъ отдаленной зыби моря. Вѣроятно, нѣкогда весь Бейрутскій массивъ, къ югу отъ песковъ, былъ островомъ *). Подобно Смирнѣ, Бейрутъ уже принялъ по чти европейскій видъ. Его иностранная колонія очень малочисленна, и тысячи левантинцевъ, грековъ, даже сирійцевъ походятъ на запад ныхъ европейцевъ по костюму и языку; поло вина населенія состоитъ изъ христіанъ, при- надлежащихъ къ разнымъ вѣроисповѣданіямъ и сектамъ—маронитовъ и латинянъ, армянъ уніатовъ, грековъ православныхъ и католи- ковъ, протестантовъ всякаго наименованія. На улицахъ щегольскіе экипажи сталкиваются съ вереницами навьюченныхъ верблюдовъ; на «французской» дорогѣ, поднимающейся по лег- кимъ всходамъ на склоны горъ, ѣздятъ дили жансы и фуры, тогда какъ по тропинкамъ, и з вивающимся рядомъ съ этой дорогой, тянутся вереницей навьюченные ослы и мулы. Насе- леніе учетверилось съ половины настоящаго столѣтія. Бейрутъ, портъ Дамаска, получаетъ всѣ произведенія деревень, расположенныхъ одна надъ другой на террасахъ Ливана; «зо лотое вино», фрукты, шерсть, а также коконы и шелкъ-оырецъ, какіе болѣзнь шелковичнаго червя оставляетъ еще горнымъ шелководамъ (производство шелководства въ Сиріи въ 1877 году: 1.925.ОООкилограммовъ коконовъ, 140.000 килограммовъ шелка-сырца). Ввозъ иностран- ныхъ товаровъ неперестаетъ возрастать. Цѣнность торговаго обмѣна въ Бейрутѣ въ 1878 году: привозъ—24.250.000 франковъ, вы возъ—32.500.000 франковъ. Движеніе судоходства въ портѣ въ 1879 г.: 392 парохода, вмѣстимостью—291.420 тоннъ; 2.300 парусныхъ судовъ, вмѣстимостыо —62.000 тоннъ. Всего 2.692 судна, вмѣстимостью —- 353.420 тоннъ. Во внѣшней торговлѣ почти равная доля по количеству грузовъ принадлежитъ коммерче- скимъфлотамътрехъ государства Англіи, Фран- ціи и Австро-Венгріи. Увеличеніе торговли не позволяетъ болѣе морякамъ довольствоваться открытымъ рейдомъ, гдѣ становятся на якорь 4) Prutz, „Aus Phenizion“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz