Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

743 ГЛАВА Г . — АЗІАТСКАЯ Т У РДШ . 744 тоже совершенно пришелъ въ упадокъ и зани­ маетъ лишь небольшую часть городской огра­ ды, которая была построена крестоносцами. Библосъ, «Святой городъ», гдѣ поклонялись башнѣ Ваалатъ, то-есть «Дамѣ», игдѣ родился богъ Таммузъ, «Сынъ жизни»,Адонисъ грековъ, есть одинъ изъ древнѣйшихъ городовъ въ свѣтѣ; онъ предшествовалъ Тиру и Сидону, и самая древность дала ему право на святость. Маленькая гавань, пространствомъ не больше гектара, разстилается полукругомъ передъ го­ родомъ, защищенная отъ вѣтровъ и волнеяія полуразрушеннымъ моломъ. Джебайль, всѣ ан­ тичные памятники котораго были системати­ чески разрушены христіанами, заключаешь въ своихъ стѣиахъ только сродневѣковыя разва­ лины; но окрестныя скалы высѣчѳны въ видѣ обширныхъ некрополей; нѣкоторыя мѣста по­ гребшая состоять изъ естественныхъ пещеръ, запортыхъ при входѣ каменными плитами, безъ всяішхъ надписей и украшеній. Въскалѣ видно еще древнее русло, вырытое съ цѣлыо прове­ сти въ Библосъ воды священной рѣки Адони­ са, называемой арабами Нахръ-Ибрагимъ (рѣ- ка Авраама) *). Сельскія местности вокругъ Джебайля производятъ славяіційся превосход­ нымъ качествомъ табакъ, который посылается отсюда въ Латакію или Лаодикѳю, гдѣ его под- вер гаютъ окончательной обработкѣ. На югѣ, богатыя маронитскія долины Кесруана отпра- вляютъ часть своихъ земледѣльческихъ произ- веденій черезъ бухту Джупи. Бейрутъ, важнѣйшій по торговлѣ и самый многолюдный городъ сирійскаго побережья и одинъ изъ красивѣйшихъ городовъ по своей чудной панорамѣ, которую, по выраженію од­ ного путешественника, «смѣло можно поставить на-ряду съ панорамой Неаполя и Константино­ поля2) ,—тоже ведетъ свое начало со временъ глубокой древности: это—Беритъ финикіянъ, основанный богомъ Эль въ одинъ день съ Биб- лосомъ. «Онъ былъ первый городъ, который Время, сотворенное одновременно съ нимъ, увидѣло появившимся на землѣ; это корень жизни, колыбель городовъ, первоначальная ца­ рица м іра3). Финикійско-римскій городъ нахо­ дился восточнѣе, при рѣкѣ, называемой нынѣ Пахръ-Бейрутъ; онъ постепенно передвинулся къ западу, по направленно къ мысу, образую­ щему самый острый выступъ прибережья на сѣверѣ отъ горы Кармель или Кармилъ. Одна­ ко, морской берегъ плохо заіцищенъ въ этихъ водахъ, и судамъ, стоящимъ на якорѣвъ рейдѣ, часто приходится страдать отъ бурь и непогодъ. Городъ, не обнесенный стѣнами, тянется по берегу моря на пространствѣ нѣсколькихъ ки­ лометровъ, а задніе кварталы его продолжают­ ся внутрь материка на первыхъ скатахъ хол- ’) Renan, „Mission en Ph^nicie". s ) F r. Lenorinarit, „E x p lo r a t io n 15 juin 1883. 3) Nonnos, „Dyoniaiiiques11, нѣснь 41. мовъ; далѣе виллы сотнями разсѣянына высо­ тахъ среди садовъ и пальмовыхъ рощъ. Съ за­ падной стороны, дюны изъ краснаго песку по­ степенно засыпаютъ сады; движеніе песча- ныхъ горокъ совершенно останавливается на югѣ тамъ, гдѣ тѣсно скучены огромныя сос­ ны и ели, шумящія при морскомъ вѣтрѣ: этотъ боръ «sapinoie», какъ его называетъ Гильомъ Тирскій, историкъ крестовыхъ походовъ, со­ ставляетъ славу Бейрута, который отъ него, вѣроятно, и получилъ это имя. Среди круга домовъ и засѣянныхъ полей, опоясывающихъ лѣсъ, можно подумать, что находишься гдѣ-ни • будь въ пустынѣ: городской шумъ смѣшивается съ шумомъ отдаленной зыби моря. Вѣроятно, нѣкогда весь Бейрутскій массивъ, къ югу отъ песковъ, былъ островомъ *). Подобно Смирнѣ, Бейрутъ уже принялъ по­ чти европейскій видъ. Его иностранная колонія очень малочисленна, и тысячи левантинцевъ, грековъ, даже сирійцевъ походятъ на запад­ ныхъ европейцевъ по костюму и языку; поло­ вина населенія состоитъ изъ христіанъ, при- надлежащихъ къ разнымъ вѣроисповѣданіямъ и сектамъ—маронитовъ и латинянъ, армянъ уніатовъ, грековъ православныхъ и католи- ковъ, протестантовъ всякаго наименованія. На улицахъ щегольскіе экипажи сталкиваются съ вереницами навьюченныхъ верблюдовъ; на «французской» дорогѣ, поднимающейся по лег- кимъ всходамъ на склоны горъ, ѣздятъ дили­ жансы и фуры, тогда какъ по тропинкамъ, и з­ вивающимся рядомъ съ этой дорогой, тянутся вереницей навьюченные ослы и мулы. Насе- леніе учетверилось съ половины настоящаго столѣтія. Бейрутъ, портъ Дамаска, получаетъ всѣ произведенія деревень, расположенныхъ одна надъ другой на террасахъ Ливана; «зо­ лотое вино», фрукты, шерсть, а также коконы и шелкъ-оырецъ, какіе болѣзнь шелковичнаго червя оставляетъ еще горнымъ шелководамъ (производство шелководства въ Сиріи въ 1877 году: 1.925.ОООкилограммовъ коконовъ, 140.000 килограммовъ шелка-сырца). Ввозъ иностран- ныхъ товаровъ неперестаетъ возрастать. Цѣнность торговаго обмѣна въ Бейрутѣ въ 1878 году: привозъ—24.250.000 франковъ, вы­ возъ—32.500.000 франковъ. Движеніе судоходства въ портѣ въ 1879 г.: 392 парохода, вмѣстимостью—291.420 тоннъ; 2.300 парусныхъ судовъ, вмѣстимостыо —62.000 тоннъ. Всего 2.692 судна, вмѣстимостью —- 353.420 тоннъ. Во внѣшней торговлѣ почти равная доля по количеству грузовъ принадлежитъ коммерче- скимъфлотамътрехъ государства Англіи, Фран- ціи и Австро-Венгріи. Увеличеніе торговли не позволяетъ болѣе морякамъ довольствоваться открытымъ рейдомъ, гдѣ становятся на якорь 4) Prutz, „Aus Phenizion“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz