Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

72 7 ГЛАВА Т .— АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 7 2 8 сотой и правильностью черта лица; но болѣе рутинные, менѣе дѣятельные, менѣе образо­ ванные, чѣмъ ашкиназимы, они обречены на участь пролетаріевъ еврейской націи. Арена борьбы между различными христиан­ скими вѣроисиовѣданіями, оспаривающими другъ у друга право обладанія Гробомъ Гос- поднимъ, земля древнихъ израильтянъ полу­ чила не только многочисленныхъ миссіонеровъ, но также колоніи европейскихъ земледѣльцевъ. Самыя богатыя— это колоніи швабскихъ про- тестантовъ, поселившихся близъ Яффы и въ Хаифѣ, у подошвы горы Кармель; эти колони­ сты принадлежатъ къ сектѣ «храмовниковъ», которая ожидаетъ пришествія Меесіи и хочетъ первой отвѣтить на его призывъвъдевьстраш- наго суда. Послѣ различныхъ перипетій, ихъ поселеиія, поддерживаемый добровольными вспомоіцествованіями, присылаемыми изъ ме- трополіи, получили нѣкоторую важность, какъ промышленные и торговые центры, откуда до­ роги расходятся въ разныя стороны къ окре- стнымъ мѣстностямъ; эти поселенія утрачи- ваютъ мало-по-малу свой религіозный харак­ теръ, чтобы превратиться въ экономическія предпріятія, и многіе колонисты работаютъ для самихъ себя внѣ общины. Спекулянты, греки и европейцы, завладѣваютъ,въ[формѣ кон­ цессий, обширными территориями въ самыхъ плодородныхъ мѣстностяхъ; одинъ купецъ по- лучилъ на свою долю половину равнины Эздраэ- лонъ, съ двадцатью деревнями; земельная соб­ ственность переходитъ изъ рукъ въ руки, къ великому ущербу феллаховъ; старыя общины, въ которыхъ каждый имѣлъ по крайней мѣрѣ дѣйствительное право на владѣніе землей, и гдѣ штора (участокъ) неспособнаго къ работѣ обработывался его однообщественниками ‘), перестали существовать. Нужда увеличивается въ сельскихъ округахъ; деревни обезлюдни- ваются, число туземцевъ въ нихъ уменьшается, тогда какъ въ городахъ иностранныя колоніи возрастаютъ. Голодовки часто опустошаютъ страну. Сколько разъ крестьяне, за недостат- комъ хлѣба, принуждены были питаться зерна­ ми мальвы, сваренными въ деревянномъ маслѣ или въ молокѣ! Народонаселеніе Сиріи и Палестины по вѣ- роисповѣданіямъ, въ приблизительныхъ чи- слахъ: Мусульманъ: суннитовъ— 650.000; метуа- ловъ — 40.000; друзовъ — 120.000; ансаріе- ховъ — 150.000; грековъ православныхъ — 100 . 000 . Римско-католиковъ: маронитовъ— 200.000; мелькитовъ -— 80.000; сирійцевъ-уніатовъ и д р у г и х ъ -40.000; армянъ— 20.000; евреевъ и самаритянъ—40.000; протестантовъ разныхъ сектъ— 10.000. Страна горной цѣпи Аманъ есть та область побережья Средиземнаго моря, между Малой Азіей и Египтомъ, въ которой сравнительно всего больше убавилось народонаселенія, и гдѣ городскія поселевія наиболѣе удалены одно отъ другаго. Древній городъ Иссъ (Issus), гдѣ Александръ Македонскій одержалъ побѣду, не существуетъ болѣе, и даже не знаютъ, ко­ торыя между многочисленными руинами слѣ- дуетъ признать за развалины греческаго го­ рода. Искандерумъ или Александретта, «Малая Александрия», частію покидается жителями на лѣтнее время: болота, которыми онъ окру- женъ и міазмы которыхъ пытались задержать шпалерами тополей '), заражаютъ атмосферу и дѣлаютъ ее убійственной для европейцевъ: когда настаетъ сезонъ жаровъ, европейскіе ре­ зиденты удаляются въ живописный городъ Бейланъ, построенный на высотѣ 500 метровъ, на иолускатѣ горы, огибаемой прелестной до­ линой, черезъ которую проходитъ водопроводъ съ двумя рядами аркадъ. Необходимо было бы ассенизировать александретскій портъ, зани­ мающей самое благопріятное положеніе для того, чтобы сдѣлаться исходной точкой желѣз- ной дороги, соединяющей Евфратъ съ Кипр- скимъ моремъ; вѣтры, снускающіеся съ сосѣд- вихъ горъ, иногда съ яростью низвергаются въ рейдъ; при всемъ томъ онъ представляетъ наименѣе опасное пристанище для судовъ на сирійскомъ берегу, и негоціанты выбрали его предпочтительно передъ другими гаванями для отправки хлѣба, получаемаго изъ плодород­ ныхъ сельскихъ округовъ, заключающихся между Тавромъ, Евфратомъ и Оронтомъ: десять тысячъ верблюдовъ постоянно ходятъ навью­ ченные, взадъ и впередъ между Алеппо и Александреттой (цѣнность отпускной торго­ вли александретскаго порта въ 1882 году: 31.250.000 франковъ; движеніе судоходства: 130.000 тоннъ). Правда, что горный валъ Амана отдѣляетъ александретскій берегъ отъ равнинъ по теченію Оронта, но желѣзная до­ рога изъ Алеппо, проходя туннелемъ подъ Бейланскимъ переваломъ (выс. 686 метр.), имѣла бы надъ селевкійской линіей то преиму­ щество, что она была бы короче. Одинъ изъ желѣзнодорожныхъ мостовъ проектированнаго пути проходилъ бы черезъ «Чортовъ оврагъ», на высотѣ 167 метровъ надъ бѣгущимъ по дну ущелья потокомъ. Бъ равнинѣ Амка этотъ путь долженъ бы былъ раздвоиться, и одна вѣтвь его пошла бы къ Аинтабу черезъ городъ Кил- лисъ, окруженный масличными рощами. Алеппо или Халебъ, промежуточная станція каравановъ между Александретскимъ заливомъ и Евфратомъ, есть одинъ изъ большихъ горо­ довъ турецкой Азіи, благодаря своему положе- нію въ центрѣ соединенія дорогъ; сверхъ того, ') Condor, „Tent-work in Palestine11. *) Kotschy, „Petermarm’s Mittbeilungen", 1865, № XI

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz