Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
7 2 О СИРІЯ, ПАЛЕСТИНА, СИНАЙ. 7 2 6 оставило нѣсколько зданій оригинальнаго стиля, украшенныхъ живописью и фресками. Маро- нитскіѳ ткачи въ Зукъ-Микаилѣ выдѣлываютъ прекрасные штофные обои, а золотыхъ и се- ребряныхъ дЬлъ мастера того края, сохра- нившіе способы финикійскаго игреческаго ис кусства, дѣлаютъ очень цѣнимыя украшенія изъ золота и серебра, отличающіяся большимъ художественнымъ достоинствомъ*). Другіе католики-уніаты живутъ въ сосѣдствѣ пустыни, къ югу и къ западу отъ Дамаска, и эти христіане чистой арабской расы. Пересе- лившіеся изъ Іемена задолго до начала хри стианской эрыи усиленные впослѣдствіи колони стами изъ Геджаса и Неджеда, эти «арабы-ара- бы», какъ они называютъ себя, чтобы тѣмъ за- свидѣтельствовать свое незапятнанное происхо- жденіе, обратились въ христіанство около чет- вертаго столѣтія, и съ принятіемъ яоваго куль та получили имя «грековъ»; послѣ арабскаго завоеванія, нѣкоторое число ихъ сохранили свою религію, но господство православныхъ въ концѣ-концовъ показалось имъ тягостнымъ, и тогда, изъ любви къ независимости, они под чинились отдаленному владыкѣ, иапѣ римско му, который позволилъ имъ имѣть свою соб ственную іерархію и замѣнить въ богослуженіи греческій языкъ арабскимъ; ихъ называютъ греко-уніатами, хотя они не связаны съ элли нами ни происхожденіемъ, ни _вѣроисповѣда- иіемъ. Оии называются также мелыштами или «царственными»; ихъ духовный глава, имѣю- щій пребываніе въ Дамаскѣ, принимаете ти тулъ патріарха антіохійскаго, александрійскаго и іерусалимскаго. Изъ всѣхъ христіанъ Азіи, латинянъ и грековъ, арабы-мелышты поль зуются наибольшимъ уваженіемъ; храбрость ихъ выше всякаго испытанія; ихъ природный умъ развитъ образованіемъ; они превосходно знаютъ свой языкъ, и даже тѣ, которые не изучали его литературы, говорятъ изящнымъ и чистымъ арабскимъ діалектомъ. Исполнен ные совершенно справедливой самоувѣренно- сти, они не отступаютъ ни передъ какимъ предпріятіемъ, и нельзя не удивляться, какое Огромное участіе такой маленькій народъ, чи сленность котораго навѣрное не достигаете и 100.000 душъ, принимаете въ веденіи боль- шихъ дѣлъ 2). Евреи— чужеземцы въ странѣ, которая при надлежала ихъ предкамъ, и которую они счи- таютъ своимъ отечествомъ; только въ Дамаскѣ они составляютъ общину, которая, кажется, происходите по прямой линіи отъ древней ко лоши; изъ 6 милліоновъ евреевъ едва 40.000, слѣдовательно, около ста пятидесятой части націи, имѣютъ пребываніе въ своей перво начальной родинѣ: теперь средоточіемъ еврей- *) G. Не у, рукописная замѣтки. 2) G. Palgrave, дитировавиое сочиненіѳ. ства сдѣлались Польша и Галиція. Недавно палестинскіе іудеи всѣ были мограбины или «спаніолы», потомки сыновъ. Израиля, изгяан- ныхъ изъ Исианіи инквизиціей: это сефардимъ или -«люди книги». Караимы также живутъ въ неболыпомъ числѣ въ Палестинѣ. Но съ поло вины настоящаго столѣтія еврейскіе пересе ленцы толпой направляются къ «Обѣтованной землѣ», и эти выходцы принадлежать почти всѣ къ другой группѣ ашкиназнмъ или восточ- но-европейскихъ жидовъ. Въ сороковыхъ го- дахъ насчитывали уже ежегодно около сотни евреевъ, которые, чувствуя приближеніе смер ти, покидали Россію, чтобы идти угасать въ Палестинѣ. Въ то время было общераспро страненное вѣрованіе, что въ день страшнаго суда мертвые, погребенные въ «Святой землѣ», немедленно воскреснуть, тогда какъ всѣ другіе должны будутъ прорывать себѣ, какъ кроты, подземный проходъ до свяіценнаго мѣста, гдѣ ихъ вызовете трубный гласъ *). По талмуди ческому преданію, принимаемому евреями не мецкими, польскими, русскими и румынскими, Мессія, по пришествіи на землю, установите свой престолъ въ Сафедѣ: это и было причи ной, побудившей главную еврейскую колонію поселиться у основанія древняго вулкана г). Тиверіада, гдѣ возродится Мессія, тоже полу чила многочисленныхъ колонистовъ, которые «всегда держатъ свой свѣтильникъ зажжен- нымъ», и тысячи поселенцевъ сгруппирова лись вокругъ храма іерусалимскаго. Недавнія преслѣдованія, которымъ подверглись евреи въ восточной Европѣ, ускорили эмиграціонное движеніе къ Іудеѣ, и многія земледѣльческія колоніи были основаны въ странѣ, особенно у подошвы горы Кармель, въ равнинѣ Эздра- элонъ; англійскіе филантропы также прини мали живое учаотіе въ этомъ дѣлѣ и добились того, что имъ были уступлены для еврейскихъ колонистовъ великолѣшіия земли страны Га- лаадъ или Гилаадъ, въ Заіорданьѣ 3). Дебюты этихъ колонизаці онвыхъ предпріятій были пла чевны: голодъ, нужда, болѣзни унесли въ мо гилу болѣе, чѣмъ десятаго изъ несчастныхъ бѣглецовъ; въ нѣкоторыхъ мѣстахъ они при нуждены были разбрестись въ разныя сторо ны, чтобы прошеніемъ милостыни поддержи вать свое жалкое существованіе; нѣсколько партій этихъ горемыкъ были посажены обратно на суда, по приказанію турецкаго правитель ства. Тѣмъ не менѣе, массовая иммиграція, безъ сомнѣнія, будетъ имѣть слѣдствіемъ уве- личеніе важности еврейскаго элемента въ Па- лестинѣ. Сефардимы, которьвіъ до недавняго времени обязательно было носить черный тюр- банъ, отличаются благородствомъ осанки, кра*) J. G. Kohl, „Reisen in Siid-Russland11; —См. также „Voyages1 de Chardin. 2) De YogiW, „Revae des Deux Mondes“,fevrier 1875. 3) Laurence Oliphant, „The Land of Gilaad11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz