Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
7 2 3 ГЛАВА V .— АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 724- суннита или христианина, и разбиваютъ со- судъ, который, употреблялъ иновѣрецъ. Сѣвер- нѣе,, въ горахъ, отдѣляющихъ Гомсъ отъ Три поли, другая секта, батеніянѳ или измаильтяаѳ, сохранила прѳданіяхашишимовъили «убійцъ», сеидовъ «Нагорнаго старика», возсѣдающаго на ирестодѣ въ своей, крѣпости Аламуть, въ центрѣ Эльбурса. Сирійскія горы, какъ и горы Курдистана и Арменіи, были убѣжиіцемъ всѣмъ прѳслѣдуемымърелигіямъ. Н а болѣе или ыенѣе ров ныхъ пространствахъ равнины и плоской возвышенности господствуетъ единство вѣры; напротивъ, въ гористыхъ мѣстностяхъ неровно- сти рельефа защищали и поддерживали разно- сбразіе культовъ. іМарониты, входящіе иынѣ въ составъ ла тинской церкви, несмотря на первоначальное различіе ихъ догматовъ и обрядностей, принад лежатъ къ числу христіанъ, которыхъ кручи горъ предохранили отъ истребленія. Крѣико сплоченные въ одну націю, они обитаютъ пре имущественно на западной покатости Ливана, между Нахръ-эль-Кельбъ, или «Собачьей рѣ- коІЬ, впадающей въ море немного сѣвернЬѳ Бейрута, и Нахръ-эль-Баридъ или «Холодной рѣкой», текущей съ сѣверныхъ предгорій Ли вана; нѣсколько группъ маронитовъ живутъ также въ странѣ ансаріеховъ и въ городахъ равнины, гдѣ они находятъдля себя точку опо ры въ католическихъ общинахъ; наконецъ, на островѣ Кипрѣ существуютъ еще слабые остатки ихъ древнихъ колоній. Названные такъ по имени патріарха Марона, устроившаго ихъ церковь въ седьмомъ столѣтіи послѣ P. X., ма- рониты сдѣлались во времена крестовыхъ по- ходовъ естественными союзниками западныхъ европейцевъ противъ магометанъ и мало-по малу видоизмѣнили свое вѣроученіе, чтобы при вести его въ согласіе съ ученіемъ иноземцевъ, которыхъ они сопровождали на поляхъ битвъ; въ 1215 году они признали авторитета папы, и съ этой поры на нихъ смотрятъ, какъ на со- стоящихъ подъ спеціальнымъ покровитель- ствомъ католикомъ Запада; нѣкоторыя семей ства горцевъ носятъ даже европейскія фами- ліи, что даетъ поводъ думать, что въ эпоху кре стовыхъ походовъ бывали случаи смѣншванія франковъ съ этимъ ливанскимъ народцемъ *). Марониты съ гордостью показываютъ двѣ гра- маты Людовика XIV и Людовика X V , которые обѣщаютъ имъ постоянную поддержку Франціи, и въ теченіе настоящаго столѣтія на нихъ всег да смотрѣли, какъ на «ливанскихъ францу- зовъ». Отсюда чрезвычайная важность, которую получилъ вонросъ о маронитахъ въ борьбѣ ди- иломатическихъ вліяній на Востокѣ. Въ силу трактатовъ, ливанскій паша долженъ исповѣ- дывать христіанскую религію—религію боль шинства горцевъ. Такъ какъ Франція покро- *) Michatid et Poujoulat, „G'orrespondanco d’Oriontu. вптельствуетъ маронитамъ, то Англія. взяла подъ свой патропатъ друзовъ, и мѣстная рознь, разжигаемая иностранными резидентами и са мими мусульманскими пашами, счастливыми тѣмъ, что могутъ сѣять раздоръ, чтобы тѣмъ вѣрнѣе властвовать, перешла, наконецъ, въ открытую войну и рѣзню. Въ.івбО году три надцать тысячъ христіанъ были перебиты въ Ливанѣ и въ сосѣднихъ странахъ. Обвиняли друзовъ въ этихъ поголовныхъ истребленіяхъ, но они принимали въ нихъ лишь, слабое уча стие; главные виновники были турецкіо солда ты, регулярные и иррегулярные1). Хотя мно гочисленные и защищенные крутыми откосами своихъ естественныхъ крѣпостей, марониты не дерзали сопротивляться, и спокойствие было' возстановлено только послѣ посылки француз ской экспедиціи. Привлекаемые на мѣста по боища грудами труповъ, худо погребенныхъ,. дикіе звѣри, барсы, гіены и волки снова овла дели страной, и еще долгое время послѣ кро вавой сѣчи опасно было путешествовать безъ эскорта 2). Духовенство въ большой силѣ въ маронит- ской землѣ: болѣе четверти страны принадле житъ церкви; по меньшей мѣрѣ двѣсти мона стырей, обыкновенно расположенныхъ попар но, мужской рядомъ съ женскимъ, разсѣяны въ долинахъ Ливана, окруженные орѣшниками и другими развѣсистыми деревьями, господ ствующими надъ террасами виноградниковъ и плодородными равнинами. Священники же нятся, но, овдовѣвъ, уже не могутъ вступать во- второй бракъ; они выбираются монахами, такъ же, какъ и епископы, которые, въ свою оче редь, назначаютъ изъ своей среды патріарха или батіака, подъ условіемъ утверждения вы бора папой. Богослуженіе совершается на древ- не-сирійскомъ языкѣ, непонятномъ ни вѣрую- щимъ, ни самимъ священнослужителямъ. Меж ду маронитами очень многіе выучиваются фран цузскому языку и свободно говорятъ на немъ,. но рѣдко изучаютъ литературу этого языка,, такъ какъ ихъ честолюбіе обыкновенно не за- ходитъ далынѳ должности драгомана или кон торщика. Тѣ изъ нихъ, которые занимаются торговлей, вообще ведутъ дѣло безъ духа пред- пріимчивости и ограничиваются мелочнымъ тор- гомъ. Масса иаселенія осталась вѣрна наслед ственному и рутинному труду воздѣлыванія ви- ноградныхъ полей и фруктовыхъ садовъ: ему недостаетъ иниціативы. Иностранные мастера и художники, по большей части греки, строятъ и украшаюгъ его зданія; построенное марояи- томъ обыкновенно тяжеловѣсно и некрасиво. Костюмъ его менѣе щеголеватъ и наряде иъ,. чѣмъ костюмт. его сосѣдей, арабовъ и друзовъ 3). Однако, средневѣковое маронитское искусство ') Lortot, „La Syria d’aujourd’hui11. a) Van Lonnep, „Bible Lands". a) G. Palgravo, „Essays on Eastern Questions".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz