Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

" 2 1 СИРІЯ, ПАЛЕСТИНА, СИНАЙ. 7 2 2 мейства, тогда какъ Джебель-Гауранъ посте­ пенно захватывается ими; ихъ поселеиія гра­ ничатъ съ степями, гдѣ они смѣшались съ ана- зехами и шаммарами ')• Лѣтъ полтораста тому назадъ этотъ вулканическій массивъ служилъ убѣжшцемъ только бедуинамъ, яынѣ же онъ населеьъ большею частію друзами. Въ этой глуши, гордые горцы, еще подвластные номи­ нально Турціи, снова находятъ независимость, которая имъ дорога; у нихъ есть пастбища, пло­ дородный земли, вода въ изобиліи, здоровый климатъ, а древніе покинутые города доста­ вляют. имъ сколько угодно камня для постройки хатъ. Подобно ансеріехамъ, они называютъ «ебя мусульманами, но справедливо исключают­ ся изъ лона ислама другими магометанами, ибо ихъ вѣроученіе не согласуется съ кораномъ. Эдъ-дерузы, или послѣдователи пророка Мога- меда Эдъ-Дерази, исповѣдуютъ религію, кото­ рую большинство не въ силахъ было бы даже изучить— такъ запутана ея теологія, такъ мно­ го примѣшивали ея основатели, изоіцривіпіеся во всѣхъ тонкостяхъ метафизики, къ своимъ шіитскимъ доктринамъ позаимствованій изъ ученія гностиковъ и маздеянъ. Одинъ персид- скій магъ основалъ эту секту въ концѣ треть- яго столѣтія геджры; другой иранскій магъ, Гамза, резюмировалъ и видоизмѣиилъ систему вѣроученія. Друзы называютъ себя «унитарія- ми» или единоипостасниками, и действительно, ихъ первый догматъ есть единоличность Бога, но этотъ Богъ, по ихъ ученію, многократно являлъ себя въ человѣческомъ образѣ. Али былъ однимъ изъ этихъ явленій, также и гроз­ ный калифъ Хакимъ, безуміе и жестокость ко ­ тораго до сихъ поръ еще слывутъ легендар­ ными у мусульманъ. Гамза, «центръ круга», есть послѣднее изъ этихъ божескихъ воплоще- ній; онъ былъ свѣтъ, а Магометъ тѣнь его, и на каждаго ученика зла родился ученикъ добра. Между этими двумя началами, добра и зла, идетъ вѣчная борьба, война безъ конца, въ которой друзы и безчислеиная толпа «Гога и Магога», въ глубинѣ дальняго Китая, пред­ ставляютъ Божіе воинство. Такъ какъ число душъ опредѣлено отъ вѣчности, то онѣ пере- ходятъ безконечво изъ тѣла въ тѣло, возоб­ новляя битву въ каждомъ новомъ бытіи: «душа подобна жидкости, переливаемрй изъ сосуда въ сосудъ»; судьба ея напередъ написана, и за- вѣтъ избраиныхъ съ Богомъ хранится въ од­ ной изъ египетскихъ пирамидъ: въ послѣдній день, Хакимъ вручилъ свой мечъ Гамзѣ, для того, чтобы онъ доставилъ торжество истинной вѣрѣ и распределить наказанія и награды. Большая часть вѣроученія облечена тайной и закрыта для незнающихъ формулами, знаками и числами, ключемъ которыхъ обладаютъ одни только посвященные или оккалы. Смертная ') Conder, „Fortnightly Review11, aug. 1863. казнь угрожаетъ тому, кто разгласить бы таин- ствениыя церемоніи, совершаемыя на «высо­ кихъ мѣстахъ» (холмахъ), передъ священнымъ тельцомъ. Первыя нравственныя правила, внушаемы» съ дѣтства друзамъ—правдивость и солидар­ ность: они должны въ отношеніи другъ друга всегда быть искренними и доброжелательными въ словахъ и поступкахъ. Въ отношеніи ияо- племеняиковъ имъ не предписывается такой же обязанности: они могутъ даже убивать ихъ безнаказанно, если смерть ихъ необходима для національнаго дѣла. Однако, друзы отличаются вообще отъ всѣхъ своихъ сосѣдей болыпимъ прямодушіемъ, болыпимъ достоинствомъ въ ма-. нерахъ, болѣе прочной сердечностью, болѣе простой и откровенной рѣчью. Они вообще очень воздержны, одѣваются со вкусомъ, но безъ тщеславнаго щегольства, скромны въ раз­ говоре и почтительно величаютъ другъ друга титуломъ шейховъ: они считаютъ долгомъбыть лучшими, такъ какъ они избранные. Нигдѣ у восточныхъ народовъ женщины не пользуются такимъ уваженіемъ, какъ у друзовъ; права ихъ въ бракѣ и по владѣнію имуществомъ дѣлаютъ ихъ равными мужчинамъ; по образоваиію же онѣ вообще стоятъ выше мѵжчинъ, такъ какъ почти всѣ умѣютъ по меньшей мѣрѣ читать и писать и составляютъ часть класса «ученыхъ» или посвященныхъ. Семейства, строго монога- мическія, ограничиваются извѣстнымъ числомъ дѣтей: обычай не позволяетъ богатому человѣ- ку имѣть болѣе четырехъ дочерей, бѣдному болѣе двухъ; домашнія заботы не должны мѣ- шать женщинѣ заниматься своими граждански­ ми обязанностями и молитвами. Политическое вліяніе друзовъ переходитъ далеко за предѣлы племени; эмиры «унитаріевъ» имѣютъ между своими подданными крестьянъ различныхъ сѳктъ, съ которыми они, впрочемъ, обращаются съ большой умѣрепностыо. Очень храбрые, друзы не имѣютъ передъ собой, при равпомъ числѣ, враговъ, относительно борьбы съ кото­ рыми они не могли бы быть заранѣе увѣре- ны въ побѣдѣ '). Между нехристіанскими сектами Сиріи, ме- туалы, живущіе въ Тирѣ, въ Сидонѣ, въ рав- нинѣ Келе-Сиріи и въ окрестныхъ боковыхъ долинахъ, заняли отдѣльное мѣсто своей нетер­ пимостью. Это-—шіиты, оказывающіе, подобно иранскимъ мусульманамъ, особенное почитаніе калифу Али, котораго они ставятъ на одну сте­ пень съ Пророкомъ, или даже выше его; по­ всюду, куда бы ни шли, они носятъ съ собой горсть персидской земли г). Они сочли бы себя оскверненными прикосновеніемъ еретика, 1) Silvestre de Sacy, „Exnose de la religion des D ru­ ses11;— Guys, „La nation druse, son histoire et sa reli­ gion11; — H. Petermann, „Reisen in Orient11; -Wolf, „Die Dru- sen und ihre Yorlaufer11. Conder, „Fortnightly Review11, aug. 1883.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz