Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

719 ГЛАВА V. — АЗІАТСЕАЯ Т УРЦШ . 72 0 Если въ сельскихъ мѣстностяхъ насѳлѳніе мало измѣнилось, то нельзя того же сказать о городахъ, гдѣ водворились арабскіе завоевате­ ли, нотомъ тѣ, которыхъ обыкновенно назы­ ваютъ турками и которые на самомъ дѣлѣ суть курды, армяне или черкесы; рабство, еще не отмѣненное—ибо въ Дамаскѣ все еще суще- ствуотъ невольничій рынокъ, гдѣ продаются африканцы—способствуетъ скрещенію населе­ ния. Раса очень смѣшанная, однако, она отли­ чается характеристическими чертами. Сирійцы имѣютъ вообще лицо правильное, но нѣсколько широковатое, носъ хорошо очерченный, хотя безъ тонкости, губы слегка оттопыренныя; гла­ за, разрѣзанные въ формѣ миндалины, всегда красивы, и физіономія чрезвычайно подвижная. Всѣ путешественники согласно говорятъ, что сирійцы, истинно достойные своихъ финикій- скихъ предковъ, народъ очень смышленый и интеллигентный; англичанинъ Бертонъ отзы­ вается о нихъ, какъ о «самой даровитой расѣ, какая только существуетъ». Несмотря на дол- гіе вѣка тяготѣвшаго надъ ними рабства, они отличаются удивительной иниціативой, само- дѣятельностью и предиріимчпвостью, такъ же, какъ необычайной понятливостью н смышле­ ностью. Ихъ способности естественно напра­ влены на торговлю, и уже немалое число си- рійскихъ негоціантовъ поселились и основали свои конторы въ Марсели, въ Ливерпулѣ, въ Манчестерѣ; ихъ встрѣтишь даже въ Америкѣ и въ Скандинавіи. Прирожденные коммерсан­ ты, они почти не ведутъ разговора, который бы но вертѣлся на деньгахъ. Кромѣ того, по­ чти всѣхъ сирійскихъ «арабовъ» упрекаютъ въ недостаткѣ правдолюбія. «Обманъ—соль чело- вѣка!» говоритъ одна изъ пословицъ »), оправ­ дывая порокъ плутни и надувательства, столь обыкновенный у людей угнетенныхъ. Другой капитальный недостатокъ сирійцевъ— это ихъ нестерпимое тщеславіе: они такъ гордятся сво­ имъ знаніемъ, что у нихъ нѣтъ охоты учиться больше; самодовольные, они останавливаются на полдорогѣ, гордясь тѣмъ, что ушли такъ да­ леко. Впрочемъ, каждый городъ отличается специальными признаками, нравственными осо­ бенностями своихъ жителей, зависящими отъ разнообразія скрещеній и среды. Мѣстныя по­ говорки характеризуют эти различія, преуве­ личивая ихъ: «Халеби, челеби! Щами, шуми! Аленинцы—негодя! Дамаскинцы—плуты!» Та­ ковы эпитеты, которыми жители одного города честятъ жителей другаго. Дамаскинцы изъ всѣхъ сирійцевъ наиболѣе представляютъ араб- скій типъ, что объясняется ихъ постоянными торговыми сношеніями съ Меккой. Арабскій діалектъ, которымъ говорятъ въ Дамаскѣ, бо- лѣе чистый, чѣмъ нарѣчіе, употребляемое въ остальной Сиріи; но древній сирійскій языкъ >) Conder, „Tent-work in Palestine1. сохранился еще въ нѣкоторыхъ сосѣднихъ мѣ- стечкахъ. Алеппо находитсявъсосѣдствѣ странъ турецкаго языка, а городъ Антіохія составляетъ часть глоссологической области Малой Азіи. Вдоль сѣвернаго берега Сиріи, отъ Адексан- дретскаго залива до ІІахръ-эль-Кебира, боль­ шинство жителей принадлежать къ народцамъ носаири (малые христіане) *) или ансаріехъ, численность которыхъ опредѣляютъ различно, въ 120.000 или въ 180.000 душъ; они пасту­ хи въ горахъ, отличные землепашцы въ рав- нинѣ; но живуіціе въ открытыхъ мѣстностяхъ держатся особнякомъ отъ сосѣдей и не род­ нятся съ ними черезъ браки; однако, они го­ ворятъ арабскимъ языкомъ; между ними очень много блондиновъ, съ бѣлокурыми волосами и голубыми глазами 2). Городскіе ансаріехи н а­ зываютъ себя магометанами, чтобы избѣжать преслѣдованія; они обрѣзаютъ своихъ дѣтей и исполняютъ на-показъ обряды оффиціальна- го культа, совершая всѣ предписанныя омове- нія и соблюдая посты. Но у нихъ есть свой особенный культъ, смѣсь сабеизма (поклоненіе солнцу, звѣздамъ и огню) и христіанства, че­ резъ которое они примыкаютъкъ манихеянамъ: секретъ, составляющий основу ихъ религіи и открываемый устно послѣдователямъ, назы­ вается «тайной двухъ» 3). Впрочемъ, различ­ ныя племена или ашаиры не исповѣдуютъ въ точности одни и тѣ же догматы, и писатели значительно расходятся въ своихъ разсказахъ, смотря по группамъ ансаріеховъ, съ которыми имъ приходилось имѣть сношеніе. Говорятъ, что большинство поклоняются Богу въ пяти ли- цахъ; они повергаются передъ деревьями и осо­ бенно передъ солнцемъ и луной, двумя «князья­ ми пчелъ», то-есть звѣздъ. По ихъ понятіямъ, женщина есть существо поганое. «Богъ, гово­ рятъ они, сотворилъ діаволовъ съ грѣхами че- ловѣка, а жену съ грѣхами діаволовъ». Болѣе низкая, чѣмъ демонъ, женщина не имѣетъ д а ­ же права молиться. Впрочемъ, она такъ мало уважаема другими сирійцами, что приличіе тре- буетъ извиниться, когда въ разговорѣ упомя­ нешь имя одной изъ этихъ нечистыхъ тва­ рей. Обычай уродовать голову дѣтей банда- жемъ очень распространенъ у ансаріеховъ 4). Друзы, число которыхъ опредѣляютъ различ­ но, отъ 80.000 до 130.000 душъ, обитаютъвъ долинахъ южнаго Ливана и на Гермонѣ и смѣшиваются съ другими общинами въ равни- нахъ, окружающихъ ихъ гористыя крѣпости. Друзское населеніе передвигается постепенно въ направленіи востока; во многихъ округахъ Ливана, гдѣ прежде они были очень многочи­ сленны, теперь увидишь только отдѣльныя се- *) Ernest Renan, „Mission de РЫпісіе1'. 2) Blanche;—Condor, „Heth and Moab“ . •’ ) Victor Langlois, „La Cilicio". '•) Ernest Chantre, „Rapport sur une Mission scionti- i’iquo dans l ’Asie occidentale11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz