Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
719 ГЛАВА V. — АЗІАТСЕАЯ Т УРЦШ . 72 0 Если въ сельскихъ мѣстностяхъ насѳлѳніе мало измѣнилось, то нельзя того же сказать о городахъ, гдѣ водворились арабскіе завоевате ли, нотомъ тѣ, которыхъ обыкновенно назы ваютъ турками и которые на самомъ дѣлѣ суть курды, армяне или черкесы; рабство, еще не отмѣненное—ибо въ Дамаскѣ все еще суще- ствуотъ невольничій рынокъ, гдѣ продаются африканцы—способствуетъ скрещенію населе ния. Раса очень смѣшанная, однако, она отли чается характеристическими чертами. Сирійцы имѣютъ вообще лицо правильное, но нѣсколько широковатое, носъ хорошо очерченный, хотя безъ тонкости, губы слегка оттопыренныя; гла за, разрѣзанные въ формѣ миндалины, всегда красивы, и физіономія чрезвычайно подвижная. Всѣ путешественники согласно говорятъ, что сирійцы, истинно достойные своихъ финикій- скихъ предковъ, народъ очень смышленый и интеллигентный; англичанинъ Бертонъ отзы вается о нихъ, какъ о «самой даровитой расѣ, какая только существуетъ». Несмотря на дол- гіе вѣка тяготѣвшаго надъ ними рабства, они отличаются удивительной иниціативой, само- дѣятельностью и предиріимчпвостью, такъ же, какъ необычайной понятливостью н смышле ностью. Ихъ способности естественно напра влены на торговлю, и уже немалое число си- рійскихъ негоціантовъ поселились и основали свои конторы въ Марсели, въ Ливерпулѣ, въ Манчестерѣ; ихъ встрѣтишь даже въ Америкѣ и въ Скандинавіи. Прирожденные коммерсан ты, они почти не ведутъ разговора, который бы но вертѣлся на деньгахъ. Кромѣ того, по чти всѣхъ сирійскихъ «арабовъ» упрекаютъ въ недостаткѣ правдолюбія. «Обманъ—соль чело- вѣка!» говоритъ одна изъ пословицъ »), оправ дывая порокъ плутни и надувательства, столь обыкновенный у людей угнетенныхъ. Другой капитальный недостатокъ сирійцевъ— это ихъ нестерпимое тщеславіе: они такъ гордятся сво имъ знаніемъ, что у нихъ нѣтъ охоты учиться больше; самодовольные, они останавливаются на полдорогѣ, гордясь тѣмъ, что ушли такъ да леко. Впрочемъ, каждый городъ отличается специальными признаками, нравственными осо бенностями своихъ жителей, зависящими отъ разнообразія скрещеній и среды. Мѣстныя по говорки характеризуют эти различія, преуве личивая ихъ: «Халеби, челеби! Щами, шуми! Аленинцы—негодя! Дамаскинцы—плуты!» Та ковы эпитеты, которыми жители одного города честятъ жителей другаго. Дамаскинцы изъ всѣхъ сирійцевъ наиболѣе представляютъ араб- скій типъ, что объясняется ихъ постоянными торговыми сношеніями съ Меккой. Арабскій діалектъ, которымъ говорятъ въ Дамаскѣ, бо- лѣе чистый, чѣмъ нарѣчіе, употребляемое въ остальной Сиріи; но древній сирійскій языкъ >) Conder, „Tent-work in Palestine1. сохранился еще въ нѣкоторыхъ сосѣднихъ мѣ- стечкахъ. Алеппо находитсявъсосѣдствѣ странъ турецкаго языка, а городъ Антіохія составляетъ часть глоссологической области Малой Азіи. Вдоль сѣвернаго берега Сиріи, отъ Адексан- дретскаго залива до ІІахръ-эль-Кебира, боль шинство жителей принадлежать къ народцамъ носаири (малые христіане) *) или ансаріехъ, численность которыхъ опредѣляютъ различно, въ 120.000 или въ 180.000 душъ; они пасту хи въ горахъ, отличные землепашцы въ рав- нинѣ; но живуіціе въ открытыхъ мѣстностяхъ держатся особнякомъ отъ сосѣдей и не род нятся съ ними черезъ браки; однако, они го ворятъ арабскимъ языкомъ; между ними очень много блондиновъ, съ бѣлокурыми волосами и голубыми глазами 2). Городскіе ансаріехи н а зываютъ себя магометанами, чтобы избѣжать преслѣдованія; они обрѣзаютъ своихъ дѣтей и исполняютъ на-показъ обряды оффиціальна- го культа, совершая всѣ предписанныя омове- нія и соблюдая посты. Но у нихъ есть свой особенный культъ, смѣсь сабеизма (поклоненіе солнцу, звѣздамъ и огню) и христіанства, че резъ которое они примыкаютъкъ манихеянамъ: секретъ, составляющий основу ихъ религіи и открываемый устно послѣдователямъ, назы вается «тайной двухъ» 3). Впрочемъ, различ ныя племена или ашаиры не исповѣдуютъ въ точности одни и тѣ же догматы, и писатели значительно расходятся въ своихъ разсказахъ, смотря по группамъ ансаріеховъ, съ которыми имъ приходилось имѣть сношеніе. Говорятъ, что большинство поклоняются Богу въ пяти ли- цахъ; они повергаются передъ деревьями и осо бенно передъ солнцемъ и луной, двумя «князья ми пчелъ», то-есть звѣздъ. По ихъ понятіямъ, женщина есть существо поганое. «Богъ, гово рятъ они, сотворилъ діаволовъ съ грѣхами че- ловѣка, а жену съ грѣхами діаволовъ». Болѣе низкая, чѣмъ демонъ, женщина не имѣетъ д а же права молиться. Впрочемъ, она такъ мало уважаема другими сирійцами, что приличіе тре- буетъ извиниться, когда въ разговорѣ упомя нешь имя одной изъ этихъ нечистыхъ тва рей. Обычай уродовать голову дѣтей банда- жемъ очень распространенъ у ансаріеховъ 4). Друзы, число которыхъ опредѣляютъ различ но, отъ 80.000 до 130.000 душъ, обитаютъвъ долинахъ южнаго Ливана и на Гермонѣ и смѣшиваются съ другими общинами въ равни- нахъ, окружающихъ ихъ гористыя крѣпости. Друзское населеніе передвигается постепенно въ направленіи востока; во многихъ округахъ Ливана, гдѣ прежде они были очень многочи сленны, теперь увидишь только отдѣльныя се- *) Ernest Renan, „Mission de РЫпісіе1'. 2) Blanche;—Condor, „Heth and Moab“ . •’ ) Victor Langlois, „La Cilicio". '•) Ernest Chantre, „Rapport sur une Mission scionti- i’iquo dans l ’Asie occidentale11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz