Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

7 1 7 СИРІЯ, ПАЛЕСТИНА. СИНАЙ. 7 1 8 обѣту; каждая вѣточка, упавшая съ осѣняюща- го гробницу священнаго дерева, благоговѣйно нодбирается вѣрующими; въ макамахъ заоки- гаютъ лампадки, и на всѣхъ окружающихъ хол- махъ верхушка, откуда видно святое мѣсто, обозначена маленькой пирамидой. Въ предѣ- ла іъ священной ограды гостепріимство нена­ рушимо. даже для невѣрнаго. Имя мѣстнаго божества никогда не произносится такъ лег­ комысленно, какъ имя Аллаха; ничто такъ не рѣдко, какъ лжеприсяга,принесенная намѣстной ■святынѣ: смерть была бы неизбѣжнымъ слѣд- ствіемъ для клятвопреступника ‘). Древнія ханаанскія религіи воздвигали так­ же дольмены, менгиры, круги изъ камней. Но этого рода памятниковъ не находятъ болѣе въ Іудеѣ, гдѣ строгіе блюстители закона, вѣроят- но, разрушили ихъ, забывая, что Моисей и Іисусъ Навинъ сами сооружали подобные па­ мятники. Въ Самаріи же, какъ полагаютъ, оты­ скали слѣды одного изъ этихъ первобытныхъ памятниковъ. Апглійскіе изслѣдователи указа­ ли нѣсколько штукъ ихъ въ Галилеѣ, «землѣ ■язычниковъ»; одинъ видѣли близъ Тира, а въ заіорданскихъ горахъ 2) и на Синайскомъ по- луостровѣ ихъ открыли цѣлыми сотнями; въ одинъ только 1881 годъ обслѣдовано слиш­ комъ семьсотъ памятниковъ этого рода въ стра- нѣ Моавійской. Каждая вершина холма имѣла свой храмъ или по крайней мѣрѣ груду сло- женныхъ каменныхъ глыбъ. Большинство па­ мятниковъ состоятъ изъ грубыхъ неотезаныхъ камней; однако, есть и такіе, которыхъ косну­ лось желѣзо. Арабы смотрятъ еще на дольме­ ны, какъ на жертвенники, и приходятъ туда нривѣтствовать восходъ солнца. Вокругъ этихъ мегалитовъ собрали нѣсколько наконечниковъ стрѣлъ и множество обдѣланныхъ кремней 3). Населеніе Палестины и Заіорданья, какъ и населеніе Малой Азіи, состоитъ изъ двухъ эле­ ментовъ совершенно различныхъ, хотя живу­ щихъ бокъ-о-бокъ во всей странѣ: изъ бродя- чихъ бедуиновъ и изъ феллаховъ, жителей де­ ревень и городскнхъ окрестностей. Въ нѣко- торыхъ городахъ, представляющихъ скорѣе группы базаровъ и садовъ, какъ, напримѣръ, Газа, увидишь стоящіе одинъ подлѣ другаго домъ горожанина, баракъ феллаха и шатеръ араба. Бедуины уменьшаются въ числѣ въ стра- нѣ по сю сторону Іордана: теперь едва встрѣ- тяшь нѣсколькихъ «сыновъ пустыни» въ при­ брежной Саровской равнинѣ; но старожилы еще помнятъ то время, когда разбойники пе­ реходили Іорданъ, чтобы грабить селенія Эз- драэлонской равнины. На илоскогорьяхъ Заіор- данья главный бедуинскія племена—адваны, *) Clormont Gatinean, „Palestine inconnue"; - Condor, „Tent-work in Palestine41. 2) Conder, „Exploration of Palestine";— Wilson;— Hol­ land, etc. 3) E . Cartailhac, „ L ’age de la pierre en Asie“ . въ числѣ около 11.000 душъ, и бени-сахры или «сыны скалъ», менѣо многочисленные на одну треть, но болѣе сильные; они называютъ себя переселенцами изъ центральной Аравіп, род­ ственными гиміарамъ, Отъ которыхъ они еще сохранили нѣсколько словъ въ своемъ языкѣ '•). Бедуины Синайскаго полуострова, извѣстные подъ общимъ именемъ товараховъ или «тор- скихъ арабовъ», говорятъ, можетъ быть, сънѣ- которымъ преувеличеніемъ, что ихъ около 8.000 душъ; ихъ считаютъ потомками амалеіш- тянъ, которыхъ евреи, по выходѣ изъ Египта, побѣдили въ Рафидимѣ, у подошвы горы Сер- валъ. Очень привязанные къ родному мѣсту, товарахи всегда возвращаются на одни и тѣ же знмнія и лѣтнія становища. Женщины ихъ, какъ и адванки, татуируютъ себѣ въ синюю кра­ ску нижнюю губу и испещряютъ лицо нисколь­ кими геометрическими чертами 2). По словамъ Елисѣева, племена бедуиновъ очень различна- го происхожденія: есть такія, которыя похо­ дятъ на сѣверныхъ европейцевъ бѣлокурымп волосами и голубыми глазами. Между бедуи­ нами Палестины встрѣтишь также алжирцевъ, удалившихся на Востокъ, чтобы йзбѣгнуть французскаго господства; однако, они смотрятъ на французскихъ путешественниковъ почти какъ на своихъ соотечественниковъ, и пред­ ставляются имъ, какъ люди, имѣющіе право на ихъ милостыню 8). Цыгане, нзвѣстные подъ именемъ наури, тоже кочуютъ среди бедуи­ новъ. Феллахи Палестины, вообще называемые ки­ фарами или «деревенскими жителями», пре­ зираются арабомъ за ихъ неправильный языкъ и еще гораздо болѣе за ихъ раболѣпіе, соста­ вляющее, впрочемъ, необходимое слѣдствіе ихъ образа жизни; браки между молодыми людьми этихъ двухъ группъ населенія--очень рѣдкое явленіе. А между тѣмъ, феллахи по большей части хорошо сложении имѣютъ пріят- ныя черты лица; назаретскія и виолеемскія женщины даже славятся своей, красотой, что объясняюсь, справедливо или нѣтт,, смѣшеніемъ кровисъ европейскими этническими элементами. Въ деревняхъ Сиріи и Палестины очень рѣдко увидишь изуродованныхъ или безобразныхъ людей, но проказа еще свирѣпствуетъ между феллахами, и въ каждомъ болыпомъ городѣ есть особое предмѣстье для несчастныхъ, по- жираемыхъ этой страшной болѣзнью. Въ нѣ- которыхъ частяхъ Палестины жены, уличен- ныя въ прелюбодѣяніи, побиваются камнями, какъ было двѣ тысячи лѣтъ тому назадъ, и по- казываютъ пропасти, куда еще недавно несча- стныя были сбрасываемы старѣйшинаыи де­ ревни 4). *) Conder, „Hetli and Moab". 2) Palmer, „The Desert of the Exodus". *) Lortet, „La Syrie d’aujourd’ hui11. i ) Conder, ,.Tent-work in Palestine",

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz