Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
7 1 7 СИРІЯ, ПАЛЕСТИНА. СИНАЙ. 7 1 8 обѣту; каждая вѣточка, упавшая съ осѣняюща- го гробницу священнаго дерева, благоговѣйно нодбирается вѣрующими; въ макамахъ заоки- гаютъ лампадки, и на всѣхъ окружающихъ хол- махъ верхушка, откуда видно святое мѣсто, обозначена маленькой пирамидой. Въ предѣ- ла іъ священной ограды гостепріимство нена рушимо. даже для невѣрнаго. Имя мѣстнаго божества никогда не произносится такъ лег комысленно, какъ имя Аллаха; ничто такъ не рѣдко, какъ лжеприсяга,принесенная намѣстной ■святынѣ: смерть была бы неизбѣжнымъ слѣд- ствіемъ для клятвопреступника ‘). Древнія ханаанскія религіи воздвигали так же дольмены, менгиры, круги изъ камней. Но этого рода памятниковъ не находятъ болѣе въ Іудеѣ, гдѣ строгіе блюстители закона, вѣроят- но, разрушили ихъ, забывая, что Моисей и Іисусъ Навинъ сами сооружали подобные па мятники. Въ Самаріи же, какъ полагаютъ, оты скали слѣды одного изъ этихъ первобытныхъ памятниковъ. Апглійскіе изслѣдователи указа ли нѣсколько штукъ ихъ въ Галилеѣ, «землѣ ■язычниковъ»; одинъ видѣли близъ Тира, а въ заіорданскихъ горахъ 2) и на Синайскомъ по- луостровѣ ихъ открыли цѣлыми сотнями; въ одинъ только 1881 годъ обслѣдовано слиш комъ семьсотъ памятниковъ этого рода въ стра- нѣ Моавійской. Каждая вершина холма имѣла свой храмъ или по крайней мѣрѣ груду сло- женныхъ каменныхъ глыбъ. Большинство па мятниковъ состоятъ изъ грубыхъ неотезаныхъ камней; однако, есть и такіе, которыхъ косну лось желѣзо. Арабы смотрятъ еще на дольме ны, какъ на жертвенники, и приходятъ туда нривѣтствовать восходъ солнца. Вокругъ этихъ мегалитовъ собрали нѣсколько наконечниковъ стрѣлъ и множество обдѣланныхъ кремней 3). Населеніе Палестины и Заіорданья, какъ и населеніе Малой Азіи, состоитъ изъ двухъ эле ментовъ совершенно различныхъ, хотя живу щихъ бокъ-о-бокъ во всей странѣ: изъ бродя- чихъ бедуиновъ и изъ феллаховъ, жителей де ревень и городскнхъ окрестностей. Въ нѣко- торыхъ городахъ, представляющихъ скорѣе группы базаровъ и садовъ, какъ, напримѣръ, Газа, увидишь стоящіе одинъ подлѣ другаго домъ горожанина, баракъ феллаха и шатеръ араба. Бедуины уменьшаются въ числѣ въ стра- нѣ по сю сторону Іордана: теперь едва встрѣ- тяшь нѣсколькихъ «сыновъ пустыни» въ при брежной Саровской равнинѣ; но старожилы еще помнятъ то время, когда разбойники пе реходили Іорданъ, чтобы грабить селенія Эз- драэлонской равнины. На илоскогорьяхъ Заіор- данья главный бедуинскія племена—адваны, *) Clormont Gatinean, „Palestine inconnue"; - Condor, „Tent-work in Palestine41. 2) Conder, „Exploration of Palestine";— Wilson;— Hol land, etc. 3) E . Cartailhac, „ L ’age de la pierre en Asie“ . въ числѣ около 11.000 душъ, и бени-сахры или «сыны скалъ», менѣо многочисленные на одну треть, но болѣе сильные; они называютъ себя переселенцами изъ центральной Аравіп, род ственными гиміарамъ, Отъ которыхъ они еще сохранили нѣсколько словъ въ своемъ языкѣ '•). Бедуины Синайскаго полуострова, извѣстные подъ общимъ именемъ товараховъ или «тор- скихъ арабовъ», говорятъ, можетъ быть, сънѣ- которымъ преувеличеніемъ, что ихъ около 8.000 душъ; ихъ считаютъ потомками амалеіш- тянъ, которыхъ евреи, по выходѣ изъ Египта, побѣдили въ Рафидимѣ, у подошвы горы Сер- валъ. Очень привязанные къ родному мѣсту, товарахи всегда возвращаются на одни и тѣ же знмнія и лѣтнія становища. Женщины ихъ, какъ и адванки, татуируютъ себѣ въ синюю кра ску нижнюю губу и испещряютъ лицо нисколь кими геометрическими чертами 2). По словамъ Елисѣева, племена бедуиновъ очень различна- го происхожденія: есть такія, которыя похо дятъ на сѣверныхъ европейцевъ бѣлокурымп волосами и голубыми глазами. Между бедуи нами Палестины встрѣтишь также алжирцевъ, удалившихся на Востокъ, чтобы йзбѣгнуть французскаго господства; однако, они смотрятъ на французскихъ путешественниковъ почти какъ на своихъ соотечественниковъ, и пред ставляются имъ, какъ люди, имѣющіе право на ихъ милостыню 8). Цыгане, нзвѣстные подъ именемъ наури, тоже кочуютъ среди бедуи новъ. Феллахи Палестины, вообще называемые ки фарами или «деревенскими жителями», пре зираются арабомъ за ихъ неправильный языкъ и еще гораздо болѣе за ихъ раболѣпіе, соста вляющее, впрочемъ, необходимое слѣдствіе ихъ образа жизни; браки между молодыми людьми этихъ двухъ группъ населенія--очень рѣдкое явленіе. А между тѣмъ, феллахи по большей части хорошо сложении имѣютъ пріят- ныя черты лица; назаретскія и виолеемскія женщины даже славятся своей, красотой, что объясняюсь, справедливо или нѣтт,, смѣшеніемъ кровисъ европейскими этническими элементами. Въ деревняхъ Сиріи и Палестины очень рѣдко увидишь изуродованныхъ или безобразныхъ людей, но проказа еще свирѣпствуетъ между феллахами, и въ каждомъ болыпомъ городѣ есть особое предмѣстье для несчастныхъ, по- жираемыхъ этой страшной болѣзнью. Въ нѣ- которыхъ частяхъ Палестины жены, уличен- ныя въ прелюбодѣяніи, побиваются камнями, какъ было двѣ тысячи лѣтъ тому назадъ, и по- казываютъ пропасти, куда еще недавно несча- стныя были сбрасываемы старѣйшинаыи де ревни 4). *) Conder, „Hetli and Moab". 2) Palmer, „The Desert of the Exodus". *) Lortet, „La Syrie d’aujourd’ hui11. i ) Conder, ,.Tent-work in Palestine",
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz