Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
715 ГЛАВА У.— АЗІАТеКАЯ ТУРЦІЯ. 7 1 6 массива Аманъ, которыя походятъ на Тавръ Киликійскій своими высокоствольными лѣсами дубовъ и буковъ, кедровъ и сосенъ, изъ кото рыхъ иные достигаютъ 50 метровъ (слишкомъ 23 сажени) въ вышину. Фауна Сиріи и Пале стины тоже измѣнилась: большинство, домаш- нихъ животныхъ гораздо ниже ростомъ,чѣмъ ихъ сородичи на Западѣ или въ Малой Азіи. Ка баны водятся еще въ чащахъ, и шакалы бро- дятъ вокругъ деревень, но левъ уже ис- чезъ; пантеры и барсы, обыкновенные въ горахъ Аманусъ, стали рѣдки на Ливанѣ и Анти-Ливанѣ. Медвѣдь шатается только въ пустынныхъ мѣстахъ хребта Дже-бель- эшъ - Шейхъ и другихъ горъ Сиріи. Впро чемъ, сирійскій медвѣдь добрый малый, менѣе опасный для стадъ, чѣмъ для виноградниковъ и полей, засѣянныхъ горохомъ. Сирійцы вѣ- рятъ даже, что существуетъ видъ медвѣдя ис ключительно плодоядного, никогда не трогаю- щаго пасущихся въ иолѣ овецъ и ягнятъ. Въ сезонъ сбора випограда туземцы защиіцаютъ свои виноградники, ударяя въ металлическіе сосуды, чтобы запугать медвѣдя и его кумо вой—шакала и лисицу: этотъ заунывный звонъ раздается тогда на всѣхъ культивируемыхъ скатахъ горъ и холмовъ 1). Долгое время сомпѣвались относительно суще- ствованія въ палестинской фаунѣ крокодила, но положительное свидѣтельство нѣкоторыхъ путешественниковъ, между прочимъ г. Герена, и недавняя присылка г. Зифросомъвъ лондон- скій и кенигсбергскій музеи чучелъ животнаго рѣшили вопросъ въ утвердительномъ смыслѣ. Цахръ-Зерка, на югѣ отъ горы Кармель, впол- нѣ заслуживаетъ названіе. F lumen Crocodilum (рѣка крокодиловъ), данное ей Плиніемъ; и другія ящерицы того же вида водятся также въ Нахръ-эль-Фалекѣ, на берегахъ Самаріи. Только эти земноводныя, не имѣя такой рѣки, какъ Нилъ, гдѣ бы имъ можно было развиться на просторѣ, не походятъ на египетскихъ чу- довищъ: это маленькіе крокодилы, длиной въ полтора метра. Въ мартѣ они выходятъ изъ воды класть яйца, и говорятъ, что тогда они опасны для стадъ. Рѣчная и озерная фауна Па лестины представляетъ гораздо болѣе египет- скій, чѣмъ азіатскій характеръ. Изучая рыбъ Іордана и Тиверіадскаго озера, натуралистъ Тристрамъ задавалъ себѣ вопросъ: не принад лежала ли рѣка Іудеи къ бассейну Нила? Си- рійскія воды имѣютъ также нѣсколько видовъ, не встрѣчающихся въ другихъ мѣстахъ. Такъ, рѣка Ковеикъ, текущая въ замкнутой Алепп ской долинѣ, заключаете, между семнадцатью различными формами рыбъ, населяющихъ ея воды, три вида, свойственныхъ ей одной. Низ менность Хоръ, имѣющая африканский климатъ, ') Richard Burton et T y rw h itt Drake, „Unexplored Syria11. походитъ также на Африку и своей фауной: изъ 122 видовъ птицъ, извѣстныхъ до сихъ поръ въ Палестинѣ, насчитываютъ 58 общихъ Іудеѣ и сѣверо-западной Африкѣ, и эти виды водят ся почти исключительно въ равнинѣ Хоръ и на окружности Мертваго моря. Особенно за мечательны прелестный маленькія розовыя горлицы, сидящія на высокихъ вѣтвяхъ де ревьевъ. Такъ называемое «арабское» населеніе Си- ріи и Палестины заслуживаетъ это нанменова- піе только по языку: оно происходитъ отъ древнихъ обитателей страны. Завоеватели, при- шедшіе изъ Аравіи, не истребили туземцевъ; они оставили имъ поля и жилища, доволь ствуясь полученіемъ дани и даже не требуя отъ нихъ обращенія въ исламъ. Большинство сирійпевъ поспѣшили сдѣлаться магометанами, подобно тому, какъ они сдѣлались христіанами подъ владычествомъ Византіи; но обращеніе въ вѣру Магомета не было болѣе глубоко, чѣмъ совершившійся за нѣсколько вѣковъ передъ тѣмъ переходъ изъ язычества въ христіанство. Прежде всего нужно было сохранить почву, удержать за собой землю, а новыя внѣшнія формы религіи тѣмъ менѣе стѣсняли фелла- ховъ, что основа античныхъ культовъ, предше- ствовавшихъ даже іудейству, оставалась имъ по-прежнему. Какъ въ тѣ времена, когда еврей- скіе пророки изрекали проклятія на обожате лей высокихъ мѣстъ, феллахи и теперь еще поклоняются, какъ фетишамъ, болыпимъ де- ревьямъ и горкамъ, увѣнчаннымъ высокими скалами; только имъ пришлось замаскировать языческій культъ подъ формами строго-мусуль манскими: святыя мѣста, обозначаемый име немъ «остановокъ для поклоненія» или ма- камь— едва отличающимся отъ названія ма- комъ , проклятаго закономъ Моисея,— украше ны маленькими бѣлыми куполами, прикрываю щими, говорятъ, могилы начальяиковъ племе ни или пророковъ. Но эти шейхи и неби, но- сящіе по большей части имя самаго мѣста, не то ли же самое, что древнія мѣстныя боже ства, хотя многія изъ нихъ имѣютъ новыя имена, иногда даже христіанскаго происхо- жденія, какъ-то Петръ, Павелъ, Матоей? Эти мнимые мусульманскіе святые часто соединя ются попарно, какъ соединились финикійскія божества: чтобы приспособить ихъ къ новой религіозной средѣ, достаточно было переиме новать супругъ въ сестеръ. Обряды обожанія тѣ же самые, какіе существовали три тысячи лѣтъ тому назадъ: и теперь еще совершается закланіе ягнятъ передъ гробницами святыхъ; священная скала или верхній камень двери, при входѣ въ гробницу, и теперь еще помазы вается давзоніей; старшіе въ деревнѣ исиолняютъ передъ макамомъ свои торжественный пляски; къ растущими кругомъ могилы кустамъ при вязывают!, лоскутки матеріи, какъ даръ по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz