Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

715 ГЛАВА У.— АЗІАТеКАЯ ТУРЦІЯ. 7 1 6 массива Аманъ, которыя походятъ на Тавръ Киликійскій своими высокоствольными лѣсами дубовъ и буковъ, кедровъ и сосенъ, изъ кото­ рыхъ иные достигаютъ 50 метровъ (слишкомъ 23 сажени) въ вышину. Фауна Сиріи и Пале­ стины тоже измѣнилась: большинство, домаш- нихъ животныхъ гораздо ниже ростомъ,чѣмъ ихъ сородичи на Западѣ или въ Малой Азіи. Ка­ баны водятся еще въ чащахъ, и шакалы бро- дятъ вокругъ деревень, но левъ уже ис- чезъ; пантеры и барсы, обыкновенные въ горахъ Аманусъ, стали рѣдки на Ливанѣ и Анти-Ливанѣ. Медвѣдь шатается только въ пустынныхъ мѣстахъ хребта Дже-бель- эшъ - Шейхъ и другихъ горъ Сиріи. Впро­ чемъ, сирійскій медвѣдь добрый малый, менѣе опасный для стадъ, чѣмъ для виноградниковъ и полей, засѣянныхъ горохомъ. Сирійцы вѣ- рятъ даже, что существуетъ видъ медвѣдя ис­ ключительно плодоядного, никогда не трогаю- щаго пасущихся въ иолѣ овецъ и ягнятъ. Въ сезонъ сбора випограда туземцы защиіцаютъ свои виноградники, ударяя въ металлическіе сосуды, чтобы запугать медвѣдя и его кумо­ вой—шакала и лисицу: этотъ заунывный звонъ раздается тогда на всѣхъ культивируемыхъ скатахъ горъ и холмовъ 1). Долгое время сомпѣвались относительно суще- ствованія въ палестинской фаунѣ крокодила, но положительное свидѣтельство нѣкоторыхъ путешественниковъ, между прочимъ г. Герена, и недавняя присылка г. Зифросомъвъ лондон- скій и кенигсбергскій музеи чучелъ животнаго рѣшили вопросъ въ утвердительномъ смыслѣ. Цахръ-Зерка, на югѣ отъ горы Кармель, впол- нѣ заслуживаетъ названіе. F lumen Crocodilum (рѣка крокодиловъ), данное ей Плиніемъ; и другія ящерицы того же вида водятся также въ Нахръ-эль-Фалекѣ, на берегахъ Самаріи. Только эти земноводныя, не имѣя такой рѣки, какъ Нилъ, гдѣ бы имъ можно было развиться на просторѣ, не походятъ на египетскихъ чу- довищъ: это маленькіе крокодилы, длиной въ полтора метра. Въ мартѣ они выходятъ изъ воды класть яйца, и говорятъ, что тогда они опасны для стадъ. Рѣчная и озерная фауна Па­ лестины представляетъ гораздо болѣе египет- скій, чѣмъ азіатскій характеръ. Изучая рыбъ Іордана и Тиверіадскаго озера, натуралистъ Тристрамъ задавалъ себѣ вопросъ: не принад­ лежала ли рѣка Іудеи къ бассейну Нила? Си- рійскія воды имѣютъ также нѣсколько видовъ, не встрѣчающихся въ другихъ мѣстахъ. Такъ, рѣка Ковеикъ, текущая въ замкнутой Алепп­ ской долинѣ, заключаете, между семнадцатью различными формами рыбъ, населяющихъ ея воды, три вида, свойственныхъ ей одной. Низ­ менность Хоръ, имѣющая африканский климатъ, ') Richard Burton et T y rw h itt Drake, „Unexplored Syria11. походитъ также на Африку и своей фауной: изъ 122 видовъ птицъ, извѣстныхъ до сихъ поръ въ Палестинѣ, насчитываютъ 58 общихъ Іудеѣ и сѣверо-западной Африкѣ, и эти виды водят­ ся почти исключительно въ равнинѣ Хоръ и на окружности Мертваго моря. Особенно за­ мечательны прелестный маленькія розовыя горлицы, сидящія на высокихъ вѣтвяхъ де­ ревьевъ. Такъ называемое «арабское» населеніе Си- ріи и Палестины заслуживаетъ это нанменова- піе только по языку: оно происходитъ отъ древнихъ обитателей страны. Завоеватели, при- шедшіе изъ Аравіи, не истребили туземцевъ; они оставили имъ поля и жилища, доволь­ ствуясь полученіемъ дани и даже не требуя отъ нихъ обращенія въ исламъ. Большинство сирійпевъ поспѣшили сдѣлаться магометанами, подобно тому, какъ они сдѣлались христіанами подъ владычествомъ Византіи; но обращеніе въ вѣру Магомета не было болѣе глубоко, чѣмъ совершившійся за нѣсколько вѣковъ передъ тѣмъ переходъ изъ язычества въ христіанство. Прежде всего нужно было сохранить почву, удержать за собой землю, а новыя внѣшнія формы религіи тѣмъ менѣе стѣсняли фелла- ховъ, что основа античныхъ культовъ, предше- ствовавшихъ даже іудейству, оставалась имъ по-прежнему. Какъ въ тѣ времена, когда еврей- скіе пророки изрекали проклятія на обожате­ лей высокихъ мѣстъ, феллахи и теперь еще поклоняются, какъ фетишамъ, болыпимъ де- ревьямъ и горкамъ, увѣнчаннымъ высокими скалами; только имъ пришлось замаскировать языческій культъ подъ формами строго-мусуль­ манскими: святыя мѣста, обозначаемый име­ немъ «остановокъ для поклоненія» или ма- камь— едва отличающимся отъ названія ма- комъ , проклятаго закономъ Моисея,— украше­ ны маленькими бѣлыми куполами, прикрываю­ щими, говорятъ, могилы начальяиковъ племе­ ни или пророковъ. Но эти шейхи и неби, но- сящіе по большей части имя самаго мѣста, не то ли же самое, что древнія мѣстныя боже­ ства, хотя многія изъ нихъ имѣютъ новыя имена, иногда даже христіанскаго происхо- жденія, какъ-то Петръ, Павелъ, Матоей? Эти мнимые мусульманскіе святые часто соединя­ ются попарно, какъ соединились финикійскія божества: чтобы приспособить ихъ къ новой религіозной средѣ, достаточно было переиме­ новать супругъ въ сестеръ. Обряды обожанія тѣ же самые, какіе существовали три тысячи лѣтъ тому назадъ: и теперь еще совершается закланіе ягнятъ передъ гробницами святыхъ; священная скала или верхній камень двери, при входѣ въ гробницу, и теперь еще помазы­ вается давзоніей; старшіе въ деревнѣ исиолняютъ передъ макамомъ свои торжественный пляски; къ растущими кругомъ могилы кустамъ при­ вязывают!, лоскутки матеріи, какъ даръ по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz