Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

пашни или сады, не представляюсь уже такого же сопротивленія ливнямъ; онѣ быстро размы­ ваются дождевыми потоками, покрываются рытвинами, растительная земля уменьшается, а вмѣстѣ съ тѣмъ уменьшается, понятно, и на- селеніе. Что касается жителей, нарѣчій, культовъ, то и въ этомъ отношеніи замѣчаются, сверху внизъ долины, переходы, подобные тѣмъ, какіе представляетъ климатъ. Въ верхней области живутъ населенія тибетскаго происхожденія, говорящія тибетскимъ языкомъ и исповѣдующія буддійскую религію; въ нижнюю часть, нанро- тивъ, проникли индусы, идіомъ которыхъ про- исходитъ отъ «арійскаго» корня, и которые по вѣроисповѣданію тоже походятъ на обитате­ лей береговъ Ганга. Можно сказать, что доли­ на Сетледжа есть не что иное, какъ попереч­ ная разсѣлина, идущая отъ Индустана къ Ти­ бету, и британское правительство занимается теперь обращеніемъ этой трещины въ торго­ вый трактъ. Раджи долины должны были отка­ заться отъ права взиманія транзитныхъ пош- линъ съ лровозимыхъ товаровъ, и отъ англій- ской станціи Симла, находящейся на раздѣль- номъ хребтѣ между бассейномъ Сетледжа и бас­ сейномъ Джамны, проводится большая дорога, которая извилистой линіей огибаетъ бока горъ на половинѣ высоты, чтобы подняться посте­ пенно до самыхъ границъ Тибета; уже въ 1876 году этотъ новый путь, гдѣ путешествен­ ники находятъ, на нзвѣстномъ разстояніи одна отъ другой, хорошо содержимыя гостиницы, былъ построенъ на протяженіи 252 киломе­ тровъ ‘). Рано или поздно онъ достигнешь Лассы, столицы Тибета. Безъ всякаго сомнѣнія, со- временемъ отъ этой дороги будетъ прове­ дена также вѣтвь верхъ по долинѣ Пары, на сѣверъ отъ Лео-ІІоргіала, поднимающаяся къ плоскогорью Рупшу, по направленію къ верх­ нему Инду, Панконгу и Каракоруму; это—буду­ щая дорога центральной Азіи. Почти никакихъ препятствій не представляется на этомъ есте- ственномъ пути, который всегда избираютъ пе- релетныя птицы, отправляясь съ равнинъ Ин ­ дустана въ китайскій Туркестанъ 2). Тѣмъ не менѣе, единственный вьючныя животныя, упо­ требляемый нынѣ въ верхней долинѣ Сетлед­ жа,—овцы, которыя, послѣ стрижкп ихъ на рампурскомъ рынкѣ, возвращаются въ Тибетъ нагруженными хлѣбомъ 3). Въ верхней долинѣ Сетледжа нѣтъ ни одного города, есть только деревни или 'поселки. То же самое нужно сказать о долинѣ его притока Спити. Главный пунктъ этой гималайской про- вішціи, Данкаръ, или, вѣрнѣе, Дранхаръ, «Хо­ лодный фортъ», вполнѣ заслуживаешь свое на- званіе: это орлиное гнѣздо, свитое на вершинѣ ') Andrew ЛѴіІ8оп„, The Abode ofSnow“. ’ ) Hunter, „Gazetteer of India11. 8) Stoliczka, „Mittlieilungen топ Petermann“, 1870 № 1. 143 / ГЛАВА I I .— скалы, на высотѣ 300 метровъ надъ рѣчкой Спити, на высотѣ 3.894 метровъ надъ уровнемъ моря. Но въ нижней части долины Сетледжа, Рампуръ, «городъ Рамы», который, ради его титула столицы государства, можно, пожалуй, причислить къ городамъ,имѣетъ довольно важ­ ное значеніе, какъ очень оживленный и посѣ- щаемый пріѣзжими купцами рынокъ, особенно для покупки шерсти, привозимой изъ Тибета. Биласпуръ, столица другаго туземнаго кня ­ жества, лежаіцій уже у входа въ равнину, на 500 метровъ ниже Рамнура и на высотѣ 446 метровъ надъ уровнемъ океана,—тоже торго­ вый городъ. Въ 1762 году Сетледжъ, задержан­ ный обваломъ скалъ въ ущельяхъ, находящих­ ся къ сѣверу отъ Симлы, совершенно пересталъ течь. Выше этой запруды образовалось озеро, глубиной до 120 метровъ (56 саженъ), воды котораго текли обратно почти до самаго Рам- пура. Послѣ сорокадневнаго перерыва, рѣка вдругъ опять появилась въ видѣ чудовищной волны, вздымавшейся слишкомъ на 30 метровъ (14 саженъ); она смыла до основанія городъ Биласпуръ и ниже, въ ІІенджабѣ, измѣнила весь гидрографическій порядокъ равнины. Главные города Западнаго Гималая, отъ рѣки Рави до Сетледжа: Нурпуръ— 7.150 жит.; Кан­ гра—-6.350 жиг.; Чамба—5.000 жит.; Билас­ пуръ—4.900 жит.; Дармсала— 2.860 жит.; Даль- гузи—2.000 жит. III. Центральный Гималаи. Покатость Джамны и Ганга, Симла, Гар- валь, Кумаонъ, Неналъ. Н а востокъ отъ Инда и Сетледжа, которые перерѣзываютъ насквозь Гималайскую систему и тѣмъ самымъ позволили раджпускимъ завое- вателямъ, такъ сказать, зайти въ тылъ горамъ. чтобы овладѣть Западнымъ Тибетомъ, верхнія долины Джамны и различныхъ гангъ, соеди­ няющихся въ теченіи Ганга, даютъ доступъ только до Загималайскаго хребта. Въ оамомъ дѣлѣ, эта именно раздѣльная линія служила по­ литической границей индусскимъ государ- ствамъ, затѣмъ общей наслѣдницѣ всѣхъ этихъ государству Индо-британской имперіи. Даже далѣе на востокѣ, южный скатъ Загима­ лайскаго хребта не весь принадлежишь индій- скому государству Непалъ; Китайская имперія, представляемая гарнизонами, частью тибетски­ ми, распространила съ этой стороны свое господ­ ство до горъ собственнаго Гималая, и такимъ образомъ владѣетъ истоками и верховьями мно­ гихъ рѣкъ, спускающихся, черезъ Коси, къ Гангу и Бенгальскому заливу. Тѣмъ не менѣе, однако, естественная, область гангесской по­ катости Гималая имѣетъ довольно точныя гра­ ницы въ политическомъ отношеніи; около трехъ ИНДУСТАНЪ. 1 4 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz