Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
6 9 5 ГЛАВА У .--АЗІАТСКАЯ ТУРЦІЯ. 6 9 6 главной рѣкой въ сосѣдствѣ Балнса. Въ наши дни, наоборотъ,— одинъ притокъ Евфрата сдѣ- лался данникомъ Алеппской рѣки: подземная галлерея, прорытая въ тринадцатомъ столѣтіи и недавно реставрированная, приносить этой рѣкѣ часть водъ Саджура '). Дамасская рѣка, въ древности Хризороасъ или «Золотая рѣка», тоже теряется въ боло- тахъ, какъ и Алеппская. Образуясь изъ двухъ главныхъ притоковъ, изъ которыхъ одинъ бе ретъ начало на восточной, а другой на запад ной сторонѣ Джебель-Зебдани, высокаго греб ня Анти-Ливана, эта рѣка вытекаетъ изъ древ няго озера и прохоДитъ эти горы глубокими вырѣзами, гдѣ слышенъ ревъ водъ, часто не- видимыхъ между высокихъ стѣнъ. Но въ гла захъ сирійцевъ этотъ дикій потокъ, спускаю щейся съ Анти-Ливана, есть не болѣе, какъ при токъ тихаго и при томъ болѣѳ обильнаго ручья, выходяіцаго изъ наполненной голубой водой про пасти, глубина которой еще не измѣрена. Это родникъ Эль-Фиджехъ, на восточной отлого сти горъ: въ народной географіи постоянный источникъ всегда считается «головой или на- чаломъ воды»; тамъ воздвигались нимфеумы, и совершались религіозныя празднества. Водо- проводъ принималъ ручей Фиджехъ и прино- силъ его прямо въ Дамаскъ: въ наши дни чи стая вода смѣшивается съ молочной волной верхняго потока и изъ ущелья въ ущелье спу скается вмѣстѣ съ ней къравнинѣ. Выше садовъ, она раздѣляется на ирригаціонные каналы, раз- вѣтвляющіеся среди воздѣланныхъ земель; за- тѣмъ сточныя воды снова собираются въ болоти- стыхъ лугахъ. Когда нѣсколько годовъ нодъ рядъ стоитъ сырое, дождливое лѣто, вода Варады и отведенныхъ изъ нея каналовъ, такъ же, какъ воды рѣки Фарфаръ или Нахръ-эль-Ару- адъ, спускающейся съ Гермона, разливаются об ширными площадями, обозначаемыми даже име немъ «озеръ» или «морей»; но эти такъ назы ваемый озера, которыя доставили восточнымъ поэтамъ такія блестяіція сравненія, эти «го лубые. сапфиры, обрамленные изумрудами», суть не что иное, какъ печальный равнины, по- неремѣнно то покрытьтя водой, то обсохшія. Обыкновенно бываетъ послѣднее. Въ продол- женіе нѣсколькихъ лѣтъ подъ рядъ путеше- ственникъне находитъ тамъ другой воды, кромѣ воды колодцевъ, выкопанныхъ арабами. Тамъ и сямъ маленькія.болота показываются въ лож- бинахъ и чащахъ тростника, гдѣ устраиваютъ свои логовища дикія свиньи; въ другихъ мѣ- стахъ бывшій берегъ обозначенъ только линія- ми тамарисковъ. Соляной налетъ покрываете почву и, смѣшенный съ пескомъ и обломками раковинъ, разносится вѣтромъ далеко по рав- нинѣ 2). *) См. выше. 2) Richard Burton, «Unexplored Syria». На западной отлогости Ливана рѣки частью регулируются подземными водами, текущими подъизвестковыми пластами горъ. Такъ, Нахръ- эль-Кебиръ или «Великая рѣка» принимаетъ въ себя притокъ, Нахръ-эль-Арусъ,въ который впадаетъ перемежающійся ручей, ІТахръ-Себ- ти или «Рѣка седьмаго дня»: это— «Субботняя рѣка» Іосифа. По преданію, несогласному съ дѣйствительностью, этотъ источникъ, будто бы, изсякаетъ въ продолжение шести дней и течетъ только въ седьмой день, въ пятницу—повѣро- ванію мусульманъ, въ субботу—по вѣрованію евреевъ. Въ действительности, перемежки ме- нѣе правильны, и продолжительность ихъ из- мѣняется, смотря по влажности или сухости года; обыкновенно теченіе ручья Нахръ-Себ- ти возобновляется черезъ каждые два дня на третій '). Къ югу оттуда, «Нахръ-Кадиша» или «Святая рѣка» получаетъ воды съ высочай- шихъ вершинъ Ливана, съ Тимаруна и Мах- мала: это «Райская рѣка», и одно изъ селеній въ ея бассейнѣ носятъ названіе Эдема. Другая полноводная рѣка, Нахръ-Ибрагимъ, въ большей части своего теченія—подземный потокъ. Она беретъ начало на восточномъ склонѣ Ливана и течетъ въ разсѣлинахъ подъ горой, чтобы снова появиться въ видѣ источ ника на покатости Средиземнаго моря: явле- ніе, подобное тому, какое представляетъ за падная Гаронна, которая образуется изъ таю- щихъ снѣговъ Маладетты и низвергается въ пропасть, называемую «Воловьей ямой», чтобы выступить затѣмъ на поверхность, нѣскольки- ми километрами сѣвернѣѳ и 600 метрами ниже, въ видѣ бьющаго изъ земли ключа, называема- го «Goueil de Djoneou». Но верхній ручей Нахръ-Ибрагима не постоянный потокъ. Пе щера истока, находящаяся близъ деревни Яму не, пересыхаетъ къ концу лѣта и въ началѣ осени; теченіе его перемежающееся; когда онъ появляется, что бываетъ почти всегда около 8 марта, вода выбрасывается изъ отверстія въ видѣ «изверженія>; онъ образуетъ тогда боль шой ручей, выходящій изъ скалы шумнымъ каскадомъ и бѣгущій въ каменистомъ руслѣ, къ глубокой воронкѣ, называемой «пропастью» или балау. Весной, когда таяніе снѣговъ уве личиваете объемъ жидкой массы, скрытыя гал лереи оказываются недостаточно широкими, чтобы вмѣстить всю низвергающуюся въ нихъ воду: воронка при селеніи Ямуне быстро выхо дите изъ береговъ, и вся окружающая котло вина наполняется водой: на мѣстѣ каменистой, покрытой булыжникомъ, равнины видишь озе ро, имѣющее отъ 3 до 4 километровъ въ дли ну, по Борте— даже 6 километровъ, по Бер тону и Теруитту Дреку—и 1.800 метровъ въ ширину. Павелъ Лукасъ говоритъ, что озеро было недавняго образованія, во время его пу- <) Robinson, «Physical Geography of the Holy Land».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz